Творец своего времени

+ 1
+ 1
Общество / 01.04.2024 11:54

«Будь творцом своего времени, а не продуктом его» — эта звучащая девизом всей жизни строчка датирована в его записной книжке 13 марта 2012 года. До ухода Анатолия Николаевича в мир иной оставалось еще пять с чем-то лет. И они были прожиты с тем же азартом увлеченности любимым делом, в том же неослабевающем ритме самоотдачи, что и предыдущие два десятилетия на посту директора Подосиновского краеведческого музея.

0 41

Мне он запомнился неизменно приветливым, полным искреннего внимания к собеседнику. Никогда не заставлял ждать, но сразу же, бросая все свои дела, помогал в поиске ответов на твои животрепещущие вопросы. И, как это свойственно натурам цельным, незаурядным, в общении был скромен и прост. Истинную ценность таких людей при жизни не осознаешь, она вырастает по мере их отдаления от нас: по слову классика,  «большое видится на расстоянии».
«Анатолий Николаевич Пластинин. Избранное» — так называется выставка, развернутая в Подосиновском краеведческом музее. Она посвящена 70-летию со дня рождения нашего земляка, исследователя истории родного края, художника и педагога, чье богатое наследие послужит еще не одному поколению краеведов, этнографов, археологов и других специалистов, изучающих Русский Север. В выставочном зале музея оказались собраны воедино плоды трудов человека, раскрывшего  грани своего таланта в нескольких областях — от живописи и графики до водного туризма и речного судостроения.
Автор экспозиции — заведующая отделом М. А. Суетина подвела меня к картине «Собор Воскресения Христова в Лальске», написанной А. Н. Пластининым в 1980-1990 годах:
— Анатолий Николаевич рассказывал, как бабушка его маленького возила в Воскресенский собор на телеге, а он всю дорогу смотрел на облака.
Вот и на картине — легкие, прозрачные облака в голубом небе над белоснежным храмом, что возвышается на зеленом холме посреди села в солнечный летний день. Словно бы открытое в детство оконце, из которого веет безмятежностью, какой уже никогда не вернуть.
Жизнь его начиналась обычно: после окончания Лузской средней школы работал  в ДОЦе на лесокомбинате, а 9 мая 1972-го был призван в армию. С обложки дембельского альбома смотрит безусый паренек в пилотке, на груди — комсомольский значок и воинские знаки отличия. С его слов, пока служил, на десять сантиметров вырос.
После армии Анатолий вернулся в Лузский ЛПК, но уже не в цех. Год работал сплавщиком леса, а вот дальше он сворачивает с проторенной дорожки на новую, манящую тайнами творчества.
С первой попытки поступил в Кировское художественное училище, хотя до этого нигде рисунку не учился и азы живописи постигал самостоятельно. Среди студенческих работ, представленных на выставке, мое внимание привлек портрет сидящей с книгой у окна светловолосой девушки. Что-то в ней было неуловимо знакомое, близкое, но давно утраченное. Сейчас такие одухотворенные лица, к сожалению, редкость.
В июле 1979 года Анатолий Пластинин стал профессиональным художником и уехал работать в Пижанку. В нашем районе он, вместе с молодой женой, оказался по приглашению своего старшего товарища по училищу Олега Симонова в 1980 году. Три года работал под его началом в Подосиновской художественной мастерской. Но душа просила чего-то большего, видимо, ей было тесно в рамках одной профессии, и поиск себя продолжился в Подосиновском лесничестве, откуда через год Анатолий Николаевич ушел в районный Дом пионеров руководить кружком юных туристов.
Работать с ребятами понравилось: воскресные походы по окрестностям райцентра, а потом и дальше, зимой — на лыжах, летом — на байдарках… Память тех счастливых лет жива на одной из картин Пластинина, где нездешний горный ландшафт. Это Саяны, где он побывал на курсах инструкторов по туризму.
Параллельно с навыками водного туризма и ориентирования на местности участники кружка «Ушкуй» осваивали езду верхом на лошадях, занимались тяжелой атлетикой, но главное — приобщались к краеведению. К примеру, на лыжах и пешком ходили с Анатолием Николаевичем по железнодорожной насыпи дороги Пинюг – Сыктывкар, которую строили узники сталинских лагерей, в том числе и репрессированные священники.
Тогда-то, работая в Доме пионеров, он и увлекся изучением прошлого, в которое, оказывается, можно погрузиться не только силой воображения, но и воссоздать его своими руками. И вот к 36 годам наконец нашел себя в музейном деле, где в конечном счете пригодились все освоенные по пути сюда профессии — деревообработчика, художника, лесника, педагога.
Это только на первый взгляд должность директора краеведческого музея кажется сугубо кабинетной, а для таких, как Пластинин, она требовала умения работать руками не хуже, чем головой, совмещая профессиональное владение пером, кистью, топором,  фотоаппаратом и компьютером. Ведь, взяв на себя в начале девяностых полную ответственность за судьбу Подосиновского краеведческого музея, Анатолий Николаевич принял решение сделать его особенным, не похожим на все виденные им районные музеи. И это ему удалось, о чем красноречиво свидетельствуют материалы выставки, посвященной его 70-летию.
Особое место среди них занимают экспонаты, связанные с речным судостроением и научными экспедициями по северным рекам. «Конечная цель — это попробовать себя в тех условиях, в которых находились наши предки» — так обозначил сам Анатолий Николаевич в интервью телекомпании «ТВЦ КИРОВ» суть организованной им в начале 21 века работы по изучению старинных торговых путей и реконструкции лодок, на которых купцы по воде доставляли товары в Архангельск.
В тех путешествиях ярко проявились лидерские качества директора музея не в том смысле, что он командовал своими спутниками, а в том, что самое сложное и ответственное брал на себя.
— Когда нужно было заменить первый памятный крест на Вятском острове на новый, сотрудники редакции в Березниках нас подвели, не обеспечив обещанным стройматериалом, и пришлось его пилить самим из бревен. Пока возились, наступил вечер, все легли спать, а Анатолий Николаевич до утра делал крест, — вспоминает Мария Анфиногеновна.
«Внимательно выслушивая предложения всех, решения принимал единолично, порой внезапно. Его начальственный авторитет был непререкаем», — подтверждает другой участник экспедиций — кандидат исторических наук С. А. Гладких. — Проверка теории практикой всегда была самым сильным качеством Анатолия Николаевича как исследователя».
Неслучайно Сергей Александрович в рецензии на книгу «А. Н. Пластинин. Избранные труды» назвал его работу по истории Поюжья лучшей из тех, что существуют на сегодня.
Природная одаренность вкупе с въедливым, скрупулезным отношением ко всему, за что он брался, позволяла Анатолию Николаевичу добиваться успеха в тех областях, которые он постигал самоучкой. Прочитав опубликованные в сборнике его трудов зарисовки из жизни, я убедилась в литературных способностях автора. Жаль, что он не успел их реализовать, зато оставил нам прекрасный портрет писателя-земляка В. Тендрякова и украшенные своими рисунками книги подосиновских литераторов Н. Мохиной, В. Терентьева, С. Реснянского.
Нашла отражение в новой экспозиции еще одна, далеко не всем известная, ипостась руководителя местных музейщиков, связанная с отеческой верой. Наверное, большинство из  деревянных часовен, построенных прадедами и сохранившихся до наших дней, можно увидеть сегодня только на фотографиях и рисунках Пластинина. Ему же мы обязаны материалами по истории церквей, действовавших сто лет назад на территории района. Именно клировые ведомости стали первыми из документов, которые были скопированы им в Великоустюгском архиве и затем опубликованы в районной газете «Знамя». А в 2018 году, через сто лет после расстрела подосиновских священномучеников, удалось с первой попытки обрести мощи протоиерея Николая Поддъякова благодаря воспоминаниям А. Я. Груздевой, которые успел записать незадолго до ее смерти Анатолий Николаевич. Перед тем как отправиться в экспедицию по рекам, он приглашал священника, чтобы отплыть от родного берега с его благословения.
Побывав на выставке, вы узнаете и о рождении детища А. Н. Пластинина — ПОИРКа (Подосиновского общества исследователей родного края), и о множестве воплощенных им творческих проектов, в том числе прославивших наш район на всю страну. Увидите творение его рук — роскошно изданный альбом «Подосиновская пристань 1915-2015», существующий только в двух экземплярах. Полюбуетесь на написанные отцом портреты дочери и сыновей. Улыбнетесь, рассматривая ежегодные выпуски стенгазет к 8 Марта, которые нарисованы директором музея со свойственными ему остроумием и самоиронией…
Желая понять человека, Анатолий Николаевич спрашивал не о том, что он знает, а о том, как он думает. К сожалению, умение нешаблонно мыслить, подходить к решению любой задачи творчески, сегодня, как и вчера, осложняет и жизнь, и карьеру. Такие люди зачастую делают свою любимую работу не благодаря, а вопреки обстоятельствам, а когда они уходят, их незаменимость становится очевидной для всех.
Т. КУРДЮМОВА.
Фото автора.