Главное — любить то, что делаешь

+ 0
+ 0
Общество / 11.09.2023 09:30

Есть женщины в русских селеньях
с спокойною важностью лиц,
с красивою силой в движеньях,
с походкой, со взглядом цариц…

Если бы это стихотворенье не написал Николай Некрасов, то оно точно бы родилось у меня в голове, когда я смотрела на Марию Николаевну Ботвину во время ритуала обливания ключевой водой у подножия горы Власти, которую в таинственном  Аркаиме называют местным Кайласом. Она стояла с высоко  поднятой головой, с расправленными плечами, и ни один мускул не дрогнул на ее лице от семи ведер обжигающе ледяной воды.  Я в один миг ощутила гордость не только за Подосиновский район, но и за всю Кировскую область, в которой живут такие невероятные, сильные духом представительницы слабого пола человечества, с которыми смело можно идти в огонь и в воду, а также в разведку и в неизведанные миры космоса.

0 38

С тех пор прошло несколько лет, и только недавно мне посчастливилось познакомиться с Марией Николаевной поближе, а заодно и  узнать, в кого она уродилась такая боевая и статная, с огромным запасом жизненных сил и умением быть счастливой без видимой на то причины, что рядом с ней невольно начинаешь ощущать мир наполненным гармонией и радостью бытия.
— Бабушка моя, Мария Андреевна, работала председателем колхоза, а поскольку времена непростые были, военные, то без внутреннего стержня, дисциплины и неиссякаемой энергии на этой должности вряд ли бы она выдержала. Мамин отец прожил девяносто девять лет и до последнего дня трудился, валенки детям катал, а руки его золотыми называли. К другой бабушке, Анне Васильевне, раньше в гости придешь и не знаешь, как сесть на диван: все чистое, беленькое, а дедушка такой мастеровой был, что себе дом построил и детям своим помог с ремонтом. Родители мои тоже были невероятными тружениками, а поскольку в личном хозяйстве у нас много домашнего скота да птицы имелось, так я с детства всему уже научена была. И мама и папа, глядя на меня, говорили: «она в меня», а я считаю, что перестарались они в обучении,  потому что уж слишком во многом я разбираюсь: и в электрике, и в печном деле, и в строительстве, и в ремонте техники, так как уже с четвертого класса на мотоцикле гонять начала, а уж про женскую работу и говорить нечего...  
Мы сидели на кухне, пили чай с малиновым вареньем и разговаривали на  житейские темы: об огороде и речке, о квашеной капусте и репчатом луке, о цветах и вязаных ковриках, о русской печке и кошках, о скошенной траве и секретах хороших урожаев, словно договорились оставить на время все проблемы и заботы, которых у Марии Николаевны, как у руководителя Северного потребительского общества, конечно, хватает, да и приучила она себя, переступив порог дома, о работе забывать до следующего дня.
— Я встаю всегда очень рано, до восхода солнца, и каждый раз начинаю утро с того, что подхожу к окну, где вдали виден городок Осиновец с моей родной деревней Аксентьевской, и делаю низкий поклон за возможность проживания еще одного дня на нашей земле, а затем выхожу на крыльцо с чашкой травяного чая, приветствую восходящее солнце, говорю спасибо ему за свет, тепло, красоту неповторимого рассвета и  иду в свой любимый  огород, где дел всегда невпроворот и по которому все лето хожу босиком, как мама моя, которая говорила, что энергия земли — материнская, что именно она дает здоровье телу и уму, поэтому с ранней весны до поздней  осени силы от земли набираюсь, а взамен люблю ее и тружусь, как научили родители и как совесть моя велит.
Мария Николаевна провела мне экскурсию по своему огородному царству в двадцать восемь соток,  который заканчивался в нескольких метрах от реки Юг и с высокого берега которого был прекрасно виден Осиновец, а у посаженных рядками сосенок вдоль забора уже начали расти грибы, видимо, в благодарность за ухоженный участок от забора до спуска к реке.
—  Знаешь, почему у меня все хорошо растет? Потому что я вкладываю душу свою и тружусь с великой любовью, а что как-то по-другому можно, так я и не представляю. Видишь, помидоры зреют на кусте и какие они красивые? А я смотрю на них и думаю: надо зафиксировать и посмотреть, где еще и как над ними поработать, чтобы они стали еще лучше, поэтому постоянно экспериментами и занимаюсь. Если кто-нибудь угостит меня интересным помидором, то я обязательно его жизнь продолжу: семена достану, промою, высушу, весной посажу и даже назову куст именем того, у кого взяла. Так и растут у меня на грядках помидоры «Шуры» да перцы «Маши»… Иногда, конечно, промелькнет мысль: а вдруг я не захочу больше работать и куда тогда дену всю эту красоту? А потом мысли эти ненужные отброшу  и снова за дело, потому что не в моем характере «диваны давить», в моем — фитнесом огородным заниматься, и самое главное: я хочу, чтоб на столе все было натуральное и вкусное, а погреба от заготовок ломились, как у мамы моей, которая столько раньше  наготовит и напечет, что на весь колхоз хватало. Поэтому если я капусту шинкую, так ведра три-четыре сразу, если лечо делать надумаю, так чтоб еще и красиво было, варенье из малины такое сварю, что по вкусу на мед похоже, а к огурцам соленым обязательно перец добавлю, чтоб и острые и хрустящие получались…
Пока была в гостях у Марии Николаевны, не переставала удивляться всему, что меня окружало: ухоженный огород, будто специально подготовленный для какого-нибудь рекламного ролика про чудеса огородные, и дом, где все продумано до мелочей и разложено по полочкам, а если сюда добавить красивый цветник, выкошенную траву-мураву, ивы американские, с виду похожие на шапочки, тропинку, ведущую прямо к реке, то создается ощущение райского уголка земли, с которого  уходить совсем не хочется. Да и сама Мария Николаевна говорит, что каждый раз, возвращаясь  из командировок и даже отпусков, она понимает, что лучшего места, чем ее родной дом, нет на земле, потому что именно здесь она наполняется той силой, которая помогает ей идти по жизни и вести за собой других.
Бабушка называла ее ангелом, дедушка — «тысячей», вложив в одно слово все способности и таланты внучки, муж часто повторял, что «такая, как она — одна на миллион», а дочь считает маму оптимисткой, которая всегда старается быть на позитиве и во всем находит плюсы. Сама же Мария Николаевна говорит, что она — командир, у которого все должно быть в порядке: и на работе и дома, где она «знает каждый угол и каждый вбитый гвоздь», который, скорее всего, сама и забивала.
Я уносила с собой гостинцы: ведерко душистой малины с баночкой медового варенья, без которых Мария Николаевна категорически меня отпускать не хотела, и в очередной раз радовалась  более близкому знакомству с человеком, наделенным от природы такими качествами характера, которые делают его личностью с большой буквы, способной многое что сделать ради той земли, на которой он родился и живет. В Марии Николаевне гармонично сочетаются деловая хватка, целеустремленность, хозяйственность, требовательность и жесткость, порой необходимая на руководящей должности, с женственностью и мягкостью, тонким восприятием мира и умением создавать красоту, жаждой жизни и широтой души, безудержной радостью и наполненностью внутреннего мира. С детства впитав в себя силу родной земли, она без остатка отдает ей свою душу, взамен получая то, что цены не имеет: идущее из глубины огромное чувство любви, которое позволяет ей проживать каждый день своей жизни ярко, осмысленно, полноценно и с обязательной благодарностью за возможность  встречать восход солнца и ходить босыми ногами по росе, наполняясь с утра до вечера живительной энергией матери-природы.
Людмила АБРОСИМОВА.