Основной принцип новой школы — активность ученика

+ 3
+ 6
Общество / 29.05.2017 09:57

На базе Демьяновской средней школы с углубленным изучением отдельных предметов прошел окружной научно-методический семинар «Цели и ценности ФГОС — основа выбора учителем педагогических технологий». Его участниками стали  руководители и специалисты образовательной отрасли Кировской и Вологодской областей. В гостях у демьяновских педагогов побывали коллеги из Лузского, Юрьянского и Кичменгско-Городецкого районов, а также Подосиновской и Пинюгской средних, Ленинской и Октябрьской основных школ нашего района, детсада «Сказка» и школы-интерната п. Демьяново. В работе семинара приняла участие главный специалист-эксперт отдела Северо-Западного образовательного округа министерства образования Кировской области Г. Е. Санникова.

0 1176

Девять учителей Демьяновской школы дали открытые уроки с использованием новых педагогических технологий, нацеленных на внедрение федеральных государственных образовательных стандартов. Во второй половине дня участники семинара подвели его итоги и посмотрели подготовленную для них гостеприимными хозяевами концертную программу.
С триединой задачей справляются
Встречу, которая началась с пленарного заседания в актовом зале, открыл директор школы С. Н. Мокиевский. Сергей Николаевич коротко познакомил гостей с 60-летней  историей, сегодняшним днем и достижениями руководимого им коллектива. Сейчас в его составе 40 педагогов, 32 из них имеют высшую и первую квалификационные категории, и 584 учащихся.
«Обновление содержания и форм методической работы в школе в контексте требований ФГОС» — такой была тема выступления заместителя директора по научно-методической работе Е. М. Момотовой.
— У нас учиться трудно, ребятам нелегко заработать «4» и «5», но этой традиции, сложившейся десятилетиями, мы верны и сегодня, — подчеркнула Елена Михайловна.
По ее словам, методическая работа в школе направлена, прежде всего, на профессионально-личностный рост педагогов и, как результат, на всестороннее развитие школьников. Шагать в ногу со временем учителям помогают не только курсы повышения квалификации в Кирове, на которых ежегодно бывают по 14-15 человек, но и тематические педсоветы в форме аукционов, ярмарок идей, дискуссий, деловых игр, а также методсовещания и семинары  по реализации ФГОС. Активно работают методические объединения преподавателей начальных классов, иностранных языков, русского языка и литературы, математики. Демьяновские педагоги с готовностью делятся накопленными достижениями и представляют их не только на районном, окружном и межрегиональном, но и на всероссийском уровне. К примеру, Г. Г. Момотова, С. Р. Тестова и Е. Н. Пономарева ездили в Москву на финал конкурса «Мой лучший урок».
Завершилось заседание выступлением методиста ИМЦ п. Подосиновец Т. Г. Князевой, которая обозначила теоретические основания выбора темы данного семинара.
— Принципиальным отличием новых стандартов является усиление их ориентации на три вида результатов — предметные, метапредметные и личностные, — отметила Татьяна Геннадьевна. —  Все эти три компонента не могут быть отделены друг от друга и представляют собой триединую задачу современного образования. Поворот к личности ученика, ее развитие — смысл и цель образовательного процесса, реализующего демократизм, равенство, партнерство в отношениях педагога и ребенка, принцип активности которого является основным.
Затем она коротко остановилась на выборе демьяновскими учителями педагогических технологий, которые позволяют наиболее ярко реализовать тот или иной из аспектов дидактических целей — воспитательного, познавательного и развивающего. А после этого каждому из участников семинара была дана возможность побывать на одном из уроков 1-й, 2-й и 3-й линий, представляющих направления триединой дидактической задачи.
Наказание добротой
В рамках воспитательного аспекта были показаны три урока с применением  технологий педагогической мастерской ценностных ориентаций (учитель литературы Н. А. Рубан, 6 класс), обучения в сотрудничестве (учитель математики Т. В. Сорокина, 5 класс) и урок-рефлексия (учитель математики Е. П. Зубова, 5 класс). Меня больше заинтересовал «Урок жизни по рассказу В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой», который под руководством заслуженного учителя РФ Л. А. Труфановой разработала молодой педагог Нина Александровна Рубан.
Задавая ребятам вопросы по содержанию рассказа и используя написанные на доске ключевые слова, преподаватель направляла ход их мыслей в нужное русло. В результате они самостоятельно проанализировали текст, охарактеризовали героев и сделали выводы о том, что все тайное рано или поздно становится явным, а наказание добротой бывает гораздо чувствительнее физического. В процессе урока мы увидели и инсценировку в выразительном исполнении самих шестиклассников, и их умелую работу в группах, и способность четко формулировать свои мысли вслух, причем в живое обсуждение рассказа был вовлечен весь класс. А в заключение Нина Александровна подарила каждому ученику по прянику в память о том «дивном коне с розовой гривой», которым бабушка Екатерина Петровна  и наградила обманувшего ее любимого внука Витьку.
После того, как прозвенел звонок, модератор Е. М. Момотова предложила гостям ответить на три вопроса, заранее полученных ими в раздаточном материале, чтобы оценить результаты прошедшего урока. Отзывы коллег оказались очень лестными для преподавателя литературы: «любой вопрос, любое проанализированное слово были обращены к внутреннему миру ребенка», «дети говорят от души, свободно, не заученными фразами», «очень тонок контакт учителя и учеников». Ну а мне понравился задушевный тон разговора — учительница говорила с детьми негромко, доверительно. Сама она тоже осталась довольна уроком:
— Самое главное, что я увидела: они говорят мне именно те слова, которые я от них жду. А ведь с этим классом я работаю только второй год.
На уровне школы искусств
Вторая линия, раскрывавшая познавательный аспект, включала в себя два урока с использованием межпредметных связей, которые провели в 3-м классе учитель математики М. В. Злобина и в 5-м — учитель музыки Е. Н. Пономарева, а также урок-семинар (учитель физики Н. В. Обжилина, 10 класс). Я отправилась к уже знакомой мне по интегрированному уроку музыки и литературы, о котором рассказывала на страницах «Знаменки», Елене Николаевне Пономаревой.
С первых минут она окунула нас в атмосферу праздника: слова приветствия друг другу педагог и ученики пропели. Жизнерадостный настрой общению придала и песня Струве «Музыка» в исполнении двух солисток и класса. А потом на доске появились словосочетания «живописная музыка» и «музыкальная живопись», определяющие тему урока, и педагог пригласила всех в небольшое путешествие в Санкт-Петербург позапрошлого века, на выставку Виктора Гартмана. Посмертный вернисаж этого русского художника вдохновил его друга — композитора Модеста Мусоргского на создание  знаменитой симфонической сюиты «Картинки с выставки».
На примере этого произведения преподаватель вместе с ребятами проанализировала средства музыкальной выразительности, с помощью которых композитору удается изобразить живописные картины. Чтобы более наглядно и убедительно показать, как создаются музыкальные образы, педагог использовала прием графического моделирования: дети, взяв в руки цветные карандаши, на бумаге попытались запечатлеть, благодаря краскам и линиям, противоположные образы, соединенные композитором в одной пьесе «Два еврея, богатый и бедный». А еще она предлагала пятиклассникам порисовать ритмически, хлопая в ладоши, и мелодически, пропевая фразы. За музыкальную викторину на знание пьес из «Картинок с выставки», с которыми они знакомы еще с начальной школы, все ребята получили по «пятерке», и напоследок класс хором исполнил песенку «Дети любят рисовать», держа в руках свои иллюстрации к сюите.
На переменке педагоги оперативно оценили увиденное занятие, ответив на три предложенных им вопроса. Из множества приемов использования межпредметных связей им больше всего запомнилось графическое моделирование, а, перечисляя качества творческой личности, позволившие развить эти связи на уроке, они назвали артистизм, богатое воображение, коммуникабельность и музыкальность.
— Я очень рада была увидеть в обычной общеобразовательной школе урок уровня ДМШ или школы искусств, — высказала свое восхищение мастерством Е. Н. Пономаревой одна из ее коллег.

"Руки черех океан"
Развивающий аспект на семинаре был представлен технологиями коммуникативного обучения (учитель английского языка Е. П. Мельникова, 9 класс) и   формирования регулятивных универсальных учебных действий (учитель математики Н. Н. Бестужева, 6 класс), а также уроком-исследованием (учитель Н. И. Капустина, 4 класс).
Я рискнула пойти на урок английского языка по теме «Мы подростки один раз в жизни». Правда, в школе и вузе учила французский, но интерес к нему сегодня, увы, сошел на нет. И все же, не понимая почти ни слова, я не скучала сорок пять минут, проведенных с девятиклассниками, восьмой год углубленно изучающими язык Шекспира и Байрона. Во-первых, они так бойко говорят по-английски, что заслушаешься — их речь течет плавно, без запинок и неловких пауз. Во-вторых, стоило дождаться звонка на переменку, чтобы узнать о том, как демьяновские девчонки и мальчишки каждую неделю и не по одному разу встречаются, благодаря Интернету, со своими сверстниками, живущими на другом конце Земли, за Тихим океаном.
— Я уже четыре года работаю над своей методической темой, — рассказала коллегам Елена Павловна Мельникова. — У меня есть два постоянных помощника, которые всегда выручают, оба из США, это городской и сельский учителя из Нью-Йорка и штата Пенсильвания. Мы выходим на связь по скайпу, заранее определяем тему общения детей и готовим их к разговору. Пользуемся и электронной почтой, но больше всего дети любят получать бумажные письма и посылки, которыми мы охотно обмениваемся. Ученики начальной школы общаются активней, а старшеклассники волнуются, преодолевая языковой и психологический барьер. В этом году приступили к реализации нового проекта — наши школьники учат американцев русскому языку, а те их — английскому в живом индивидуальном общении. Участвовать в проекте пожелали четверо ребят. В общем-то и раньше мои ученики были знакомы с зарубежными сверстниками благодаря международному языковому лагерю Кировской области «Руки через океан», где они ежегодно отдыхают.
Кстати, Елена Павловна и сама выпускница Демьяновской школы, куда вернулась 30 лет назад, после окончания Кировского пединститута, преподавать французский и немецкий языки. Но жизнь заставила выучить и английский, который стал для нее основным с 2000 года. По словам Е. М. Момотовой, Елена Павловна очень тщательно подходит к преподаванию своего предмета, уходя из школы в седьмом часу вечера, и не жалеет времени для общения с жителями США, Великобритании, Канады, Испании и других стран. Ее ученики, выбирая ЕГЭ по английскому, добиваются высоких результатов — 91-98 баллов.
Татьяна Курдюмова.
Фото автора.

Татьяна КУРДЮМОВА.
Фото автора.