Деревня моя — Байкалово



Когда наступали холода, в деревне начинали резать скот. Интересно было, когда забивали свиней. Зажигали большой костер из дров, туда клали специальные железные полоски на ручках. Поросенку (после забоя) вбивали парами специальные деревянные палки (иглы) в задние и передние ноги. Между ними вставлялась жердь. Мужчины за нее поднимали тушу и держали над костром, палили щетину, затем горячими железками из костра прижигали остатки. Далее тушу обливали кипятком, обкладывали соломой, и нас, ребятишек, садили на эту солому, чтобы отпарить всю черноту, которая быстро отходила после этого.




В деревнях в прежние годы питались скудно. Основной едой были суп, грибовница, сваренные в русской печи. Варили кислые кисели. Маленькими мы очень любили кашу-повариху. Крутым кипятком из самовара заливали ржаную муку, чтобы получилась густая масса, в середине миски клали масло сливочное. Эту кашу обмакивали в масло и ели. И частой пищей была соленая рыба — треска. Варили уху или рыбу резали кусками, добавляли лук репчатый, заливали кипятком из самовара, закрывали крышкой, через какое-то время ели как суп. Летом — окрошка. Ранней весной, когда начинает расти хрен, любимая еда — хрен со сметаной и сырым яйцом, взбитые в однородную массу. На лето сушили баранину. Ее использовали на суп. Но самое вкусное лакомство — мясо в латке из печи. Сахар бывал очень редко и не во всех домах. От больших кусков (головы) специальными щипчиками откусывали маленькие кусочки и наделяли всех. В послевоенные годы не всегда была мука, чтобы испечь хлеб. Для этого собирали лебеду, головки клевера, которые запрещали рвать на колхозных полях.
Летом ели пучки-вонючки, канюки-сирики, детлевки, которые росли в лесах. Когда родители шли с сенокоса — приносили нам много. Из более твердого колена детлевки делали брызгалки и устраивали игры, брызгая друг друга водой. Ранней весной питались щавелем, пистиками. Их жарили или пекли пирожки (пистешники). Когда поспевали ягоды, на угоры ходили за земляникой. Чернику ели с молоком. Малину больше сушили. Грибы солили и сушили. Из свежих варили грибовницу. В огородах выращивали морковь, репу, свеклу, галанку (брюкву), редьку, капусту. Из репы, галанки, моркови делали пареницу (в русской печи тушили, затем резали кусочками и сушили). Жевали эту паренку как жвачку. Зимними вечерами, когда топили маленькую печку, картошку мыли и резали тоненькими кружочками, их клали на горячую железную трубу печи, обжаривали с обеих сторон. Получалось как современные чипсы. Капусту на зиму в основном обваривали в больших деревянных кадках. Зимой ее рубили сечкой, оттаивали и ели с печеной картошкой. По утрам матери делали жареники. Краюху хлеба обжаривали в русской печи перед огнем до румяной корочки, подсаливали и лакомились.
В деревне в каждом доме обязательно постоянно варили квас в лагунах — деревянных бочках, закрытых со всех сторон, вверху имелось небольшое отверстие с крышечкой. Внизу дырка, закрываемая специальной палочкой — втулкой. Если нужен квас — втулку чуть-чуть доставали и наливали, ароматный напиток при этом пенился. Лагуны держали в подвалах.
Зимой, после забоя скота, варили холодец. Его употребляли в основном с квасом. Холодец резали кусочками, наливали квас, солили. Иногда клали лук. Летом квас брали с собой на сенокос. Он хорошо утолял жажду.
Л. УЛЬЯНОВА.
(Окончание следует).