За морошкой

+ 3
+ 5
Общество / 24.07.2014 21:34

Коротко наше северное лето, зато щедро дарит солнечные дни, теплые дожди, белые, как молоко, туманы, прохладу голубых рек и озер. Еще в начале июня по многочисленным пригоркам, и по обочинам дорог, и вдоль тропинок белеют крошечные цветы земляники. Первые душистые ее плоды краснеют к концу третьей декады месяца. Потом по ложбинкам сенокосов начинает поспевать черника. Первые ягоды на столе — деликатес.
Набрать же побольше и вернуться из лесу с полным ведерком или корзиной можно, но чтобы найти зрелую морошку или чернику, ходить на болото нужно в определенные сроки.

0 1062

Старые люди придерживались православного календаря.
Помню, как в детстве мама рассказывала мне одну историю. В конце пятидесятых годов прошлого столетия  строился поселок лесозаготовителей — Ровдино. Одновременно с возведением жилья  рабочие  мостили лафетом лежневки до делянок. В Петров день их  бригада  укладывала бревна недалеко от маленького болотца. С утра  стояла жара и, пообедав и убрав в полевые сумки остатки снеди, дорожники вспоминали интересные случаи из жизни. Историй множество, и все не похожи одна на другую, поскольку   женщины и мужчины родом из разных мест. Закончив травить очередной анекдот, Иван, по национальности цыган, поднялся и со словами: «Пойду посмотрю, что там», — отправился  в сторону болотца. Не прошло и десяти минут, как он крикнул:  «Девчонки, идите скорей сюда!». Женщины неохотно поднялись с места,  а когда шагнули через кустарник, ахнули… От множества крупных, ярких и желтых ягод буквально слепило глаза. «Сколько морошки, как  баламолки!» — вскрикнула Валентина и кинулась собирать ягоды в ладошку.  Наевшись, забеспокоились о том, что оставлять их жалко и   хорошо бы унести еще и домой. Но в чем?  Иван же, присев у дальней березки, хитро улыбался и что-то крутил в руках. Наконец он встал и протянул всем троим небольшие, сплетенные на скорую руку, ковшики из бересты. Новые посудины быстро наполнили доверху.
Прошло много лет, но когда
    на календаре 12 июля, вспоминаю эту историю и собираюсь за  редкой теперь для наших мест  медовой ягодкой.
Тропинка, ведущая в заветное местечко, где можно насобирать морошки, завалена валежником, заросла высокой крапивой и маленькими колючими елочками. Свернешь вправо — и лес уведет  на пригороду, затянутую молодыми березками и ельником. Выйти же из их хоровода можно, лишь ориентируясь на солнце. Уйдешь налево — и долго пробродишь среди деревьев, вывороченных непогодой прямо с корнями. Хрустнет за кустарником, буквально рядом, крупная сухая ветка, и звук этот унесется в самую глушь вместе с диким зверем, покой которого нарушил неожиданный приход человека. За лето немногочисленные собиратели ягод успевают натоптать едва заметную тропинку, а осенью природа снова спрячет ее под толстым ковром опавших листьев.
Но мы научились ее обманывать, и чтобы не заплутать в лесной глуши,  каждый год развешиваем на деревьях заметки — газетные листы или красные  и белые кусочки ткани. Дойдешь до одной, и другую видно невооруженным глазом. За год бумага желтеет, а лоскутки становятся невзрачными и еле заметными, но найти их все же можно. Двадцать минут от  поля до края болота, которое встречает влажной утренней прохладой, солнцем, слепящим глаза, и множеством кровососущих насекомых.
Уже не первый год мы от-
    правляемся на болото вчетвером — Ольга, Татьяна, Галина и я. И каждый раз  в надежде хоть немного набрать морошки, чтобы побаловать  зимой себя, родню, удивить знакомых.  Нынче поход в «кладовую солнца» впервые совпал с  днем Петра и Павла. Долгий путь по лесной тропе окончен и, сняв рюкзаки, мы достали ведра.
А комаров-то сколько! Как будто ждали, как будто знали, что мы придем сюда. Но едва мы достали тюбики с кремом и  аэрозоль, мошкара отступила и попряталась. Несколько шагов вдоль закрайка, и в ведро устремляются первые горсточки зрелой черники.
— Ягод — море! Но сначала буду искать морошку! —  уверенно заявляет Галя и уходит по кромке болота подальше от подруг.
Ах! Первая ягодка отправляется в рот. Нежная, спелая, насквозь пронизанная солнцем золотистая головка морошки от тяжести клонится к земле, лежит на влажном мху. Того и гляди ступишь и нечаянно раздавишь эту нежную янтарную ягодку. Морошка растет кружками. Найдешь такой — и не надо торопиться, убегать с него в поисках другого, а лучше терпеливо ходить  и срывать желтые капельки одну за другой.
— Девчонки, давайте обедать! —  разогнувшись, зовет Татьяна. Аппетит на свежем воздухе замечательный, но знаю, что после еды трудиться буду медленнее и не развязываю пакеты. Тратить драгоценное время жалко.
К полудню Ольга засобиралась домой, жалуясь на боль в спине. Но я не соглашаюсь, считая, что долгий труд не оправдан малым количеством ягод. К двум часам дня все вместе мы набрали больше десяти литров морошки и   раза в два больше черники.
Усталые, но довольные присаживаемся перекусить. С общего стола моментально исчезают вкусное соленое сало, свежая отварная картошка, малосольные огурцы, вареные яйца, а потом пьем чай.
Дорога домой всегда быстрее, но, выйдя на кромку полузаросшего поля, подружки устремились ломать березовые веники. Ведь сегодня последний день для их заготовки! В багажник автомобиля ложатся охапки изумрудных пахучих листьев.
У молодых елочек — семейка рыжиков. И под каждой еще и еще! Не пропадать же добру. Для них освободили пакеты из-под остатков хлеба, захваченного к обеду.
Пусть нынешнее лето не радует теплом и  на огородных грядках все растет медленно, зато любители тихой охоты уже в начале июля наносили на зиму белых грибов и даже насолили рыжиков. Наверное, в природе всегда так — нехватка одного обязательно компенсируется чем-то другим.
 Надежда ВЛАСОВА.
Фото автора.