Для асфальта есть готовые рецепты

+ 3
+ 6
Общество / 03.07.2014 21:53

Гравий, щебень, минпорошок и битум — такая или подобная формула асфальта известна еще со времен древних греков, которые в более жидкой консистенции применяли его когда-то для обмазки судов. В начале  последнего десятилетия ушедшего века на территории нашего района было около пяти асфальтных заводов, а сейчас остался только один, и чем чаще из его трубы появляется густой черный дым, тем больше надежд, что у содержания и строительства дорог в районе есть будущее. Так уж случилось, что под катком перемен уцелел единственный и самый первый завод, возраст которого более 28 лет.

0 1944

Сейчас, по словам оператора Геннадия Прокопьевича Шишкина, АБЗ ДС-117  способен выдавать до 130 тонн асфальтобетонной смеси в сутки. Чтобы достичь такого показателя, надо, в первую очередь, обеспечить бесперебойное снабжение установки всеми необходимыми компонентами смеси и следить за тем, чтобы ее агрегатные узлы работали бесперебойно. Кроме того, в обязанности оператора входит круглосуточное наблюдение за температурой подогреваемого электрическими тэнами битума.
В зависимости от того, как скоро движется дело по асфальтированию или ремонту дорожного полотна на каких-либо дорогах района, смена на заводе может длиться от 10 до 12 часов.  Бункер-накопитель позволяет держать в запасе около 80 тонн готовой продукции, но опыт показывает, что для дела лучше, если асфальт подается дорожникам «с пылу, с жару».
В отличие от современных кухонных мультиварок, работающих по программе, за процессом приготовления состава, готовящегося на основе битума и твердых фракций, необходимо тщательно следить. Для этого в кабине оператора существует специальный пульт, с помощью которого можно контролировать рецептуру асфальта. Интересно, что слово «рецепт» в данном случае — не фигура речи, а технологический термин, определяющий не только весовые и объемные пропорции используемых ингредиентов, но и их температуру в ходе процесса смешивания. Он, в зависимости от имеющихся в наличии материалов,  утверждается в областной лаборатории.
Когда-то этим могла заниматься местная лаборатория, но данный опыт уже утрачен. К счастью, есть еще здесь специалисты, благодаря усилиям которых завод до сих пор действует. Сейчас здесь трудятся пять человек. Кроме Г. П. Шишкина прекрасно справляются с работой  оператора А. Г. Костицын, В. М. Коноплев, В. А. Куковеров, немало обязанностей и у слесаря А. М. Манина. В связи с перебоями в поставках битума и отсутствием масштабных заказов  им сейчас приходится ждать настоящей работы, однако в случае необходимости здесь могут ставить рекорды, как это, к примеру, случилось в сезон 1993 года. Тогда за смену в среднем изготовлялось 300 тонн асфальтобетонной смеси, а общий показатель к концу осени был на уровне 43 000 тонн. Связано это было с укладкой асфальта от райцентра в сторону Пинюга и от  Демьянова в сторону дачного поселка. Как известно, последующие годы оказались для дорожного строительства кризисными. В 1994-95 годах потребность в объемах продукции АБЗ упала в два раза, а в 1996 году — в десять раз.  Об этом свидетельствуют красноречивые цифры, «задокументированные» на стене будки теми, кто работал здесь в то время. На начало июня этого года произведено 600 тонн асфальта, но труба завода дымит почти каждый день, так что в течение сезона количество произведенной продукции еще будет наращиваться.
Николай ЛИПАТНИКОВ.
Фото автора.