По Волоснице и Летке ч.3

+ 5
+ 3
Путешествия / 15.08.2013 08:39

Утро следующего дня началось с небольшого проишествия, связанного с тем, что к нам нагрянули гости: охотники из той самой избушки, что мы осматривали вчерашним вечером. Сначала вдалеке послышался шум их моторной лодки, а затем, заметив наш лагерь, рыбаки заглушили двигатель и спросили, не мы ли были у них в избе. Ребята оказались явно навеселе да еще с расчехленными ружьями, поэтому диалог складывался несколько напряженно. Остроты было добавил щелчок затвора фотоаппарата, но в итоге все закончилось мирно.

Лесная глухомань неизменно накладывает свой отпечаток на отношения случайно встретившихся людей. Они совсем не похожи на те ощущения, что порой возникают в суетливой толкотне города, есть в них некая первобытная, похожая на звериное чутье,

0 1891

тревожная составляющая, с которой незнакомцы присматриваются, изучая друг друга. Тут сразу вспоминается поговорка, припасенная у народа на этот случай: «Закон — тайга, медведь — прокурор».

Этим утром Юрий Игоревич и Анатолий Николаевич осуществили первую безуспешную попытку завести мотор. Иного после года простоя в чужом гараже от него и не ожидалось. «Ветерок» даже не «сморкнулся», хотя бы разок сделав выхлоп, а только чадил сизым дымком, когда его дергали за шнурок стартера, и бормотал что-то невнятное. Под накрапывающий дождик снова уселись за весла и пошли навстречу медленно плывущим петляющим берегам.

— А далеко ли до Летки? — прокричали с надеждой вопрос, обращенный к двум закутанным в плащи и стоящим на правом берегу фигурам рыбаков.

— Так на моторке с час езды будет, — попытались они обрадовать нас сквозь моросящий туман.

Вскоре пошли линии электропередач, которые со всей прямотой и издевкой показывали кривизну нашего водного маршрута. Столбы то приближались, то удалялись, то дразнили скорым прибытием, то исчезали невесть куда. Но вот наконец начались прошлогодние сенокосы — верный признак близости населенного пункта. Встретилась моторка, нас снова обнадежили: «Будете через час». Уже вечер, а заколдованная Летка все еще не видна.

Наконец-то показались и первые дома, и затопленные вешней водой огороды. Дали еще порядочного кругаля и очутились в водах Летки, причалили почти перед самым мостом, возле шоссе, где повстречали рыбака, который отлил нам в литровую емкость «свежего» бензина. Сделали это потому, что к запасам прошлогоднего топлива не осталось и капли доверия.

Долговременные эксперименты по заводке мотора наконец увенчались успехом, хотя лично я даже не поверил своим ушам, когда вместо металлических всхлипов услышал раскатистый и оборотистый звук чудом реанимированного движка. А ведь дело уже шло к тому, чтобы пустить в ход план, по которому нужно было сворачивать экспедицию.

На следующее утро, прихватив канистры, пошли на заправку, а заодно решили осмотреть поселок, который, как и река, назывался Летка. Оказалось, что в республике Коми «восьмидесятый» бензин не продают, пришлось брать дорогого «девяносто второго». На этом различия относительно приграничной Вятки здесь, в Прилузском районе, не закончились. Как выяснилось, жители Летки общаются между собой на языке коми, зато продукты в здешних магазинах в основном из Кировской области. Похожи и дома: целые улицы выстроены из двухэтажек, сложенных из почерневшего от времени и не скрытого штукатуркой бруса. Они, конечно, далеко не памятники зодчества, зато легко передают печать времени, характерную для середины прошлого века.

Еще больше интересного можно было увидеть, когда, отталкиваясь от воды пенистым буруном, «Торопа» понеслась среди полузатопленных или совсем близко расположенных от воды домов и огородов. Летка в это время года вполне напрашивается на эпитет — Северная Венеция. Гондольеров, конечно, рядом не видно, но прямо из лодки можно попасть в подъезд или даже постучать в окно какого-нибудь дома.

Миновав два деревянных моста, наконец выбрались на «оперативный простор». Часа два наслаждались свободой передвижения, затем мотор начал «чихать», а потом и вовсе заглох, на ощупь он был очень горячим. Стало ясно, что неисправна система его водного охлаждения. Эти симптомы у «Ветерка» тянулись еще с прошлого года, тогда один из жителей деревни Дуванное в самом начале похода перебрал его и даже подыскал для нашего «динозавра» почти неизношенную, предназначенную для подачи речной воды крыльчатку. И вот теперь кому-то нужно было заниматься этим снова. Разумеется, никто из нас не мог похвастаться опытом ремонта подобной техники, но нам снова повезло.

Совсем рядом с местом нашей вынужденной стоянки оказалась деревня Черемуховка. Сначала шансы, что мы найдем там мастера, показались совершенно ничтожными, однако делать было нечего и пришлось рассчитывать даже на них. Добравшись до первого гаража, я окликнул мужчину, копавшегося в моторе видавшего виды трактора. Им оказался Михаил Владимирович Борсук, и встреча с ним стала для нас той самой редкой удачей, на которую рассчитываешь, но не всегда попадаешь. Он как раз вернулся в родительский дом с Усинска, где вахтовым методом работает водителем, а в своей деревне был единственным мастером, который хорошо разбирался в лодочных моторах. Узнав про нашу беду, Михаил завел мотоцикл и вскоре доставил сломанный двигатель с берега к своей мастерской. Примерно часа через полтора, найдя поломку и исправив ее, он уже прикручивал мотор к корме нашей лодки. Деньги за свою работу он брать наотрез отказался: так уж, видимо, воспитаны настоящие профессиональные водители с Севера. Они мзду не берут, иначе за профессию будет обидно.

Ну а наше путешествие закончилось уже на следующий день. Накануне мы по своей опрометчивости два часа умудрились проехать на перегретом двигателе, поэтому его технические характеристики окончательно просели, и пришлось нам ставить «Торопу» на прикол в деревне Талице. До своей цели — села Шестаково, что стоит на реке Вятке, мы в этом году так и не дошли. Зато планы на следующий год стали гораздо определеннее и яснее.

фото М. Суетиной