Неизбежны лишь смерть и налоги

+ 5
+ 9
Политика / 08.02.2011 10:37

Выступление начальника межрайонной налоговой инспекции А. А. Трухиной на думском заседании, о котором говорилось в первой части заметки , опубликованной в газете «Знамя» от 27 января, прежде всего преследовало цели повышаемости сбора налогов с основных должников. Им и предоставлено было ответное слово. Цифры, приведенные в их выступлениях, относятся к декабрю прошлого года.
— В стадию банкротства наше предприятие вступило 8 июля, а я работаю по доверенности, начиная с августа, — начал свое выступление перед депутатами исполняющий обязанности гендиректора ООО «ЛПК «Полеко» Александр Васильевич Кудрявцев.

0 1768

Выколачивание средств чревато пробоинами
По его словам, какие-то налоги это лесное предприятие платило еще в 2009-м, а на следующий год общая сумма задолженности по налогам достигла 17 миллионов рублей, никуда не делись и долги по зарплате.
В прошлом году на рынке сбыта продукции цеха ДВП ситуация значительно улучшилась и появилась надежда на выход из тупика. Однако рост цен на мазут свел на нет прибыли предприятия. Часть долгов по налогам полековский руководитель обещал заплатить в конце последнего месяца ушедшего года. Но не все. Между тем страхи, обусловленные банкротством предприятия, оказались напрасными. Как и прогнозировалось, с кредиторами будет подписано мировое соглашение, что дает значительный выигрыш во времени по уплате долгов.
Это, в свою очередь, дает возможность предприятию приступить к начальной стадии реализации проекта общей стоимостью в 85 миллионов рублей. Впервые после потери профильного предприятия в Княжпогосте руководство компании наконец обратило внимание на своего пасынка, каким всегда было демьяновское производство.
Деньги решено вкладывать в наиболее уязвимую его часть, какой долгие годы была и пока остается котельная на мазуте. Но чтобы приступить к переводу ее на новые и дешевые виды топлива, необходимо найти 35 миллионов рублей. При этом 10 миллионов рублей для проекта обещала дать область. Как власти, так и бизнес заинтересованы в удешевлении стоимости гигакалории, поэтому сотрудничество в этом во-просе вполне логично. Однако помощь помощью, но, как затем выяснилось, областной поддержкой эти деньги можно назвать лишь номинально. Как уточнила заведующая райфинотделом Ф. П. Чеснокова, занимать средства в банке для «Полеко», возможно, придется району, но верхний потолок кредитов уже выбран. 
Примечательно, что в мае прошлого года лесному предприятию удалось отвоевать десять миллионов рублей. Примерно такую сумму муниципалы им были должны за отопление и воду. При этом при посредничестве губернатора области была достигнута договоренность о симметричном ответе. Район берет кредит, чтобы погасить задолженность в сфере ЖКХ, а предприятие платит на ту же сумму налоги. Но промышленники взятые на себя обязательства не выполнили. Таким образом, долги предприятия стали головной болью всего района, а в бюджете появилась еще одна брешь.
Должники и кредиторы
Эта «торпедная атака» могла быть отражена, если бы муниципалы вовремя построили еще одну котельную на отходах, что дало бы им полную независимость от дорогого теплоносителя, навязываемого лесным предприятием. Но увы, модернизация отопительной системы поселка не была доведена до конца. В итоге власти не только не получают налогов в бюджет, но и еще вынуждены косвенно обслуживать долги предприятия, например, по зарплате. При этом на зарплату «своим» бюджетникам вновь приходится брать кредит. Такая вот неутешительная арифметика, в которой страдают не столько деньги, а куда более значимый капитал доверия между властью, бизнесом и обществом. Как сложится судьба следующих десяти миллионов рублей, нужных предприятию для реализации инвестпроекта по модернизации котельной, сказать сейчас трудно. Во время визита в район губернатора области эти планы не получили даже корявой «троечки».

— Так ведь и нам тоже не платят, — под напором адресованных ему упреков горячо отстаивал позиции подопечного предприятия его генеральный директор.
Говоря столь эмоционально, Александр Васильевич прежде всего имел в виду местную коммунальную службу, являющуюся основным и единственным потребителем услуг предприятия, которые лесопромышленники оказывают поселку по забору, очистке и транспортировке речной воды, такими же расходами по стокам и по поставкам уже упоминавшегося дорогого теплоносителя. Счет здесь также идет на все те же миллионы рублей, и он не убывает, а накапливается.
Очерченный более полутора десятка лет назад круг в очередной раз замкнулся. Теперь, говоря туристам о Вятской Швейцарии, можно смело утверждать, что у нас здесь аномальная зона, в которой вязнут время, идеи, здравый смысл и прочая механика прогресса. Болота, а не горы остаются нашей основной достопримечательностью.
— Я никак не пойму владельца этого предприятия. Ему что, выгодно работать себе в убыток? — удивлялся зампред Думы Николай Толоконцев болезненным нюансам существующей экономики.
На войне как на войне
О том, по каким путям могли бы пойти оздоровительные процессы, говорил генеральный директор ООО СЗЛК «Подосиновский фанерный завод» В. В. Митюков. Это предприятие также задолжало значительные суммы в районный бюджет. Как и его коллега, Василий Витальевич сослался на август прошлого года. Дело в том, что до этого срока фанерный завод был всего лишь стройкой, а не полноценным деревообрабатывающим предприятием. В этом году, получив прибыль от реализации готовой продукции, стали платить налоги, однако все они ушли в счет погашения долгов, оставшихся еще от строительных организаций. К тому же, новостройка до сих пор обременена кредитами Сбербанка. Показать товар лицом у фанерщиков пока не получается.
Здоровый протекционизм — вот что, по мнению Василия Витальевича, должно характеризовать нынешние отношения власти и бизнеса. Обидно в этой ситуации то, что уже упомянутые десять миллионов рублей, которые правительство выделило прошлым летом для поддержки промышленности, целиком ушли производителям ДВП, а вот фанерному заводу из этих денег ничего не досталось. При этом муниципалы должны фанерщикам 4,5 миллиона рублей за поставку щепы, служащей топливом для новой котельной.
— Вот если бы эти деньги были заплачены нам, то мы без проблем вернули бы их в виде налогов, — заверил собравшихся в зале бухгалтеров, экономистов и налогового инспектора директор фанерного предприятия. 

Чтобы прочно встать на ноги, в этом году строящемуся предприятию необходимо сырьевая база в 160 тысяч кубометров фанкряжа. Но с «березой» происходят странные вещи. Примерно две трети заготавливаемого у нас сырья продается за пределы района и только третью часть удается купить ПФЗ. Частные лесозаготовительные предприятия «толкают» фанерный кряж за черный нал на железнодорожных тупиках района, не платя никому ни сборов ни налогов, а профильное предприятие вынуждено довольствоваться тем, что привезут из соседней области.
— Сырье к нам из Вологодской области везут только потому, что там на пути скупщиков поставлены заслоны, а у нас их деятельность процветает. Я не раз обращался в правоохранительные органы, чтобы они пресекли это, но все осталось как было. И в эту зиму мы недополучим местного сырья, а район — налоги, — с горечью говорил о существующих проблемах директор строящегося предприятия.
По его словам, из четырех тысяч людей занятых в реальном  секторе экономики, триста человек работают на фанерном заводе, но уплаченный по ним НДФЛ превышает, все, что поступило от других предприятий по этому виду налогов. Задача власти, депутатского корпуса видится в том, чтобы консолидировать все усилия на выход из тупика. В то время как в Великоустюгском и Слободском районах власть и бизнес собираются, чтобы целенаправлено решать вопросы о поставках сырья своим фанерным предприятиям, у нас лесных совещаний не проводится. Вместо этого директоров крупных предприятий предпочитают отчитывать коллегиально как провинившихся «двоечников». Административно- командные меры бывают полезны, но работают они лишь в том случае, пока существует доверие.
Николай Липатников. 
Фото автора.