Тропинка школьная моя

+ 2
+ 1
Общество / 23.05.2023 09:17

Светлана Леонидовна Щербитова приняла участие в муниципальном этапе конкурса профессионального мастерства «Учитель года» и стала дипломантом 1-й степени.

0 332

— Каждая дорога идет от школьного порога… Вот уже три десятка лет я шагаю одной и той же тропкой к лучшему месту на земле — школе, где меня ждут самые интересные, самые веселые, самые необыкновенные маленькие люди — мои ученики. Каждый день я слышу столько раз «Здравствуйте!», что здоровья мне должно хватить как минимум лет на сто! А сколько веселых улыбок, топота ног по коридорам в перемену, вопросов, которые требуют незамедлительного ответа! А ведь это жизнь! Она не книжная, не придуманная, а самая настоящая, о которой я мечтала с детства. Жизнь, наполненная любовью к детям, к своему делу и желанием научить их всему, что знаю.
Это слова из визитной карточки учителя истории, обществоведения и математики  основной школы поселка Пушма Светланы Леонидовны Щербитовой, которая с детства, мечтая стать учителем, часто играла в «школу», где ее учениками были куклы и плюшевый медведь.
В этом году  Светлана Леонидовна приняла участие в муниципальном этапе конкурса профессионального мастерства «Учитель года» и стала дипломантом 1-й степени.
Решиться на такой шаг Светлане Леонидовне было непросто, так как она не считает себя публичным человеком, да и загруженности на работе хватает: уроки, конкурсы, классное руководство, общешкольные мероприятия, внеурочная деятельность, методическая работа, отчеты... А если учесть то, что в школе учится всего двадцать пять ребят, а финансирование ее во многом зависит от количества обучающихся, приходится быть постоянным  творцом при подготовке к занятиям, чтобы восполнять отсутствие современного технического оснащения.
— Учитель — профессия творческая, интересная, в чем-то даже уникальная. Нужно придумать, как увлекательнее подать изучаемый материал, чем удивить класс, какие вопросы задать ребятам, чтобы получить оригинальные ответы. Чтобы справиться с этими задачами, педагогу нужно не только иметь хороший уровень знаний, но и понимание, как  передать их другим, заинтересовывая самим процессом изучения нового. Мне очень близко высказывание Эйнштейна: «Я никогда не учу своих учеников. Я только создаю условия, при которых они могут сами учиться». И вот уже более тридцати лет я следую этому — так написала Светлана Леонидовна в своем педагогическом эссе, которое является необходимым условием участника конкурса профессионального мастерства.
 В такой маленькой школе, как Пушемская, часто одному педагогу приходится вести несколько предметов, поэтому, будучи математиком, в сорок лет Светлане Леонидовне пришлось учиться еще и на историка. Нелегко далась эта учеба, потому что одновременно с ней  получала образование и дочь, а кто как не мама поможет закончить родному человеку учебное заведение, взяв на себя еще и заботы о внуке.
— Уроки истории — это необыкновенное путешествие по страницам мира, его прошлому и настоящему. Это огромная ответственность не только перед обучающимися, но и перед обществом. Я стремлюсь к тому, чтобы мои ученики обладали нестандартным взглядом на проблемы, владели исследовательскими навыками, умели самостоятельно принимать решения. Расширение кругозора ученика — это вклад в его будущее, так как нашему обществу нужны самостоятельные, хорошо организованные, умеющие творить, анализировать, самостоятельно принимать решения люди. Жизнь — это тоже школа, которая дает свои уроки, и от меня во многом зависит то, кем станет ученик, как сложится его дальнейшая судьба, сумеет ли он с честью переносить все трудности и разочарования, сумела ли я найти нужные аргументы, чтоб уберечь его от зла, помогла ли ему  стать хорошим человеком.
Какой он, учитель маленького поселка, в котором проживает триста человек, а это численность всего лишь многоэтажного дома, а в крупном городе — подъезда? Чтобы ответить на этот вопрос, мало рассказать о себе или о своем коллективе. Надо говорить об уникальности проживания в такой местности, потому что здесь вся жизнь, и взрослых и детей, на виду, и здесь школа — это часть поселка, а учитель — часть школы, который работает по призванию, с полной самоотдачей, самоотверженностью, потому что иначе он не умеет. Здесь педагог должен быть готов к тесной душевной связи со своими учениками, здесь он не только наставник  и образец для подражания, а еще и  вторая мама, которая знает все о радостях и проблемах своих  подопечных. Малочисленность классов сказывается на формах коллективной работы, но зато ребята всех возрастов общаются на переменах и общешкольных мероприятиях, что делает их одной дружной семьей, в которой всегда рядом их учителя — внимательные, понимающие, заботливые, а когда необходимо — строгие и требовательные.
— Кто-то скажет, что гораздо легче провести урок с двумя-тремя учениками в классе, чем с двадцатью. В чем-то легче, а в чем-то — нет. Да, мы можем уделять каждому достаточно времени, видеть, как усваивается материал, ориентироваться на индивидуальные способности учеников, у которых, кстати, нет возможности отвлекаться на уроках и не готовить домашние задания. А вот нагрузка на нас, учителей, значительно возрастает: приходится вести несколько предметов, попутно исполняя другие обязанности, порой проводить одновременно занятия в нескольких классах, уметь быстро перестраиваться в зависимости от ситуации и многое-многое  другое, из чего складывается вся жизнь в небольшой школе, поэтому мы просто не имеем права на профессиональное выгорание и на работу без любви, которая является важной составляющей педагогического процесса.
Смогла ли бы я прожить  свою жизнь без этой особой школьной атмосферы, без любопытных детских глаз, без ощущения своей необходимости и  стойкого желания научить детей всему, что знаю сама? Вряд ли. Проработав учителем более тридцати лет, я ни минуты не пожалела о времени, проведенном в школе, хотя порой бывало и нелегко. И пусть среди моих учеников нет звезд и великих людей, но я стараюсь вложить  в их сердца то, что гораздо дороже любой славы и денег: жажду знаний, веру в себя, радость творчества и любовь ко всему, что их окружает. А сама, будучи учителем, продолжаю учиться у них ежедневно тем качествам, которые присущи детству: бескорыстию, доброму взгляду на жизнь, особому видению окружающего мира и непосредственности, не уставая благодарить жизнь за возможность  каждое утро, переступая порог школы, слышать звонкий смех детей и  громкое, десятки раз произнесенное: «Здравствуйте, Светлана Леонидовна!».
Людмила АБРОСИМОВА.
Фото из личного архива.