Интеллигент в рабочей телогрейке

+ 0
+ 0
Общество / 28.02.2023 14:25

Есть особенные люди, с которыми познакомишься, и на душе становится как-то тепло и спокойно, словно ты оказался в родительском доме, где защищен от всех проблем на свете, где на тебя смотрят с хитринкой и отеческой любовью проницательные глаза и где отвечают на вопросы не спеша, с рассудительностью, несуетливостью и добрым юмором. И при этом совершенно неважно, сколько твоему собеседнику лет — двадцать или семьдесят, потому что такой склад души человека зависит вовсе не от возраста, а от приобретенного опыта, понимания жизни и умения видеть самую суть вещей и событий.

0 240

Именно таким я и увидела Алексея Гневашева, мастера- наладчика промышленного оборудования ООО «Хорошая вода», пока мы беседовали с ним о его трудовом пути. Скромный, не очень разговорчивый, с неприметным внешним видом — пройдет мимо тебя и внимания не обратишь,  а что стоит за этим всем, знают только самые близкие люди. «Внутри он гораздо глубже, чем кажется на первый взгляд» — так охарактеризовал его наш общий знакомый, и это действительно так. За внешней молчаливостью  Алексея стоит  невероятно интересный собеседник, у которого в неторопливой речи столько к месту вставленных  житейских фраз, цитат и отрывков из стихотворений,  что слушать его одно удовольствие. При этом невозможно  не почувствовать и не понять, сколько мудрости заключено в его  отношении к жизни, которое проявляется прежде всего в том, чтобы быть во всем созидателем, изменяя к лучшему себя и мир в целом; постоянно находить  и использовать новые знания; уважать каждого, понимая, что самый важный человек тот, с кем имеешь дело сейчас;  перед высказыванием  своего  мнения  просеивать информацию «через три сита: сито правды, сито полезности и сито счастья», умея «видеть лес и отдельные деревья», а также понимать, что в жизни по-настоящему ценно и уметь жить в соответствии с таким пониманием.    
Алексей считает, что ни как человек, ни как профессионал своего дела он не состоялся бы без своих родителей, семьи, учителей, наставников, друзей и  коллег. Каждый этап его жизни был очередной школой, заканчивая которую, он получал определенные знания и умения, которые, естественно, применял на практике. А поскольку начало его трудовой деятельности  совпало с довольно непростым периодом нашей страны — девяностыми годами — то он, как и многие, проходил еще и свои жизненные испытания.
Закончив Демьяновскую среднюю школу в шестнадцать лет, Алексей вместе с другом Александром Гураздиным пошел работать в лесоцех номер два под чуткое руководство Любови Аркадьевны Обрезковой на должность транспортировщика, рабочее место которого находилось в подвале под цехом, куда ссыпались все опилки, и огромное количество которых нужно было доставлять лопатами и совками к транспортеру. Освоившись с работой «шахтера», как называли в народе эту должность, и ритмами поступления опилок, наши совсем еще юные рабочие время зря не теряли и за два года освоили  все профессии лесоцеха: рамщика, подрамщика, машиниста рубильной машины, оператора фрезерно-брусующей линии и, конечно, укладчика досок.
—  Мы могли заменить практически любого человека в цехе, кроме, конечно, начальника, — рассказывает Алексей, как всегда, с присущим ему  чувством юмора, — и старались работать так, чтобы Любовь Аркадьевна ни разу не пожалела, что взяла нас, таких «зеленых», к себе в цех. А через два года я начал задумываться, что делать дальше, ведь всю жизнь опилки не потолкаешь, тем более что в армию меня не взяли по причине слабого зрения, из-за чего наш военком чуть не зарыдал: здоровье-то было отличное, хоть в космонавты иди.
По предложению Валентины Александровны Кошкиной, начальника отдела кадров, и по направлению  Подосиновского ЛПК Алексей поехал учиться в город Киров на электрика. Классным руководителем его оказалась  бывшая однокурсница отца Юрия Николаевича Гневашева, который в ту пору был главным энергетиком комбината, чем, конечно, Алексей мог бы воспользоваться, но он старался обходиться без подобной помощи, приняв для себя решение никогда не использовать в личных целях фамилию отца.
—  Ах, молодость, молодость…  Какие изумительные это были времена, как хорошо мы жили,  — вспоминает Алексей, — Полгода веселья: зарплату не давали, так картошку из дома мешками возили, а еще нас спасали разовые  подработки на мясокомбинате, где кроме денег по окончанию работы наш начальник выносил ящик колбасы и разрешал нам, голодным студентам, взять, сколько сможем вынести, причем сопровождал до проходной на тот случай, если  остановит охрана. В комнате нас жило четверо, а в соседней — всего два человека, так мы вшестером там и столовались. Голода не было, но порой доживались так, что не знали из чего и приготовить… Я с большой теплотой вспоминаю годы студенчества и пятиэтажную общагу, где жили парни и взрослые мужчины с лесных предприятий Кировской, Архангельской, Вологодской, Костромской областей, Коми и учились на крановщиков, сварщиков, электриков, машинистов тепловозов-узкоколейщиков.
Отучившись, Алексей вернулся на прежнюю работу, но уже специалистом- электромонтером по ремонту и обслуживанию электрооборудования лесопромышленных предприятий. И так сложилось, что в цехе ему сразу пришлось взять на себя всю работу.
— Мне сказали: принимай хозяйство, а разве я думал, что так сразу все начнется? Пришлось выкручиваться и тащить на себе весь объем работы: то пилорама не включается, то кран встал, то транспортеры не на ходу… Бегаешь весь в поту и мыле, ищешь причину поломки, понимая, что от тебя зависит премия всего цеха, а опыта нет… Хорошо, что на помощь приходили профессионалы своего дела — энергетики Николай Иванович Сухарев и Олег Бобров, которые помогали разобраться в проблеме и у которых я, естественно, многому учился. К сожалению, вскоре на участке началась череда пожаров, потом  сгорел и сам цех дотла, а так как восстанавливать его уже не было смысла, меня перевели в лесоцех номер один.
Поскольку вакансий электриков в этом цехе не было, Алексея поставили на сортплощадку укладывать доски. Труд этот был тяжелый, довольно однообразный и скучный, поэтому когда спустя полгода главный энергетик агроцеха Елена Николаевна Ивонинская пригласила Алексея к себе на работу, он с удовольствием согласился.
Однако сложности в стране продолжались, поэтому через год агроцех  отделили от комбината и он стал самостоятельным совхозом, в котором Алексей обслуживал фермы на Маялове и Фурсове, свинарник, совхозный гараж, новую сушилку, все электросети деревни Нижнее Маялово и ремонтировал скважины, то есть работал со всем, что «светится, горит и крутится». Расстояния при этом преодолевались немалые, то на велосипеде, то пешком, то на «газике» Юрия Алексеевича Стрельникова с бригадой по трудоемким процессам. Но в эти непростые времена совхоз тоже начал потихоньку угасать, а поскольку денег не давали совсем, то Алексей согласился с предложением отца поработать электриком на растворо-бетонном узле СМУ.
— В СМУ меня взяли с целью замены уходящего на пенсию электрика с большой буквы, профессионала по перевозу, монтажу и демонтажу башенных кранов Ивана Федоровича Петухова. Я учился у него около года, а потом, как говорится,  сел в его кабинете на его стул и за его стол. Кранов тогда по району работало немало, и кроме их обслуживания и ремонта на мне было содержание электрооборудования гаража и базы СМУ, а также всей  электросети Временного поселка. Но как только закончились проекты со строительством, начатые еще в советские времена, сразу же прекратилось финансирование, а с ним и выдача зарплаты.
Алексей вернулся на комбинат к Сергею Михайловичу Зубареву, начальнику первого лесоцеха, и трудился там шесть лет, пока цех не сгорел. Поработав на разборе завалов до весны, а затем на нижнем складе до августа, он устроился на водоочистную станцию, на которой работает по сей день и занимается слесарными и сантехническими работами, а также регламентным обслуживанием всех сооружений.
— С самого начала здесь мне было все интересно, а поскольку нас было шесть специалистов: электрик, сварщик, киповец и три слесаря, у меня оставалось время на то, чтобы помогать другим и осваивать новые для себя профессии. Сейчас, к сожалению, нас всего двое, но в случае возникновения проблем  всегда есть возможность позвать на помощь профессионалов.
— Самое главное в нашей работе — это очистка, которая не должна остановиться, потому что именно от нее зависит наличие воды в поселке. Кстати, вода сама по себе очень интересная, она каждый день приходит на станцию разная и по мутности и цветности, а выйти со станции всегда должна одинаковая, соответствующая всем необходимым параметрам. Если в период Крещения она  как слеза чистая, то весной в ледоход в ней света не видно от грязи, а летом цветет, и бактерии размножаются со страшной силой.
Поскольку работа у Алексея очень ответственная, со временем считаться не приходится. При происшествии в любое время дня и ночи звонят в первую очередь ему, поэтому Алексей никогда не расстается с телефоном, так как считает, что он всегда должен прибыть первым, разобраться и решить: что делать, кого вызывать и как действовать.
— Я очень благодарен людям, у которых в течение жизни набирался знаний. Это в первую очередь мой отец, главный энергетик комбината, очень грамотный специалист, к которому я мог обратиться за советом по любому вопросу, но под его началом я из принципа никогда не работал, хотя он и звал к себе в электроцех.  
А на водоочистных очень много  знаний мне дал Иван Германович Третьяков, который передавал опыт  по технологии, ремонту, а также обслуживанию оборудования и сооружений. Я также многому научился у электриков-высоковольтников электроцеха Василия Аркадьевича Суслонова и Леши Замятина. И если честно, мне в жизни очень повезло, потому что где б я ни работал, у меня всегда были наставники- профессионалы.
Конечно, мне было очень интересно, чем живет Алексей помимо работы, но, как оказалось, не любитель он об этом говорить.
— Скажу, как персонаж Михаила Евдокимова, который говорил: не знаю я, что рассказывать… Быт налажен, деревья посажены, дом худо-бедно выстроен, сын выращен — практически все сделано. Я один из многих миллионов людей, такой же, как и они, поэтому хвастаться мне нечем, но и жаловаться не на что: не было бы хуже, поэтому ценю, что есть. Конечно, некоторых хлебом не корми, дай пожаловаться, но поскольку всю жизнь не уревешь, почему бы и не посмеяться? Смысла что-либо или кого-либо ругать — никакого нет. Самое главное — я доволен своей судьбой и сам с собой в ладу. Да, были непростые времена, но мы их пережили благодаря огромной поддержке родителей. Конечно, немного обидно, что в пору молодости приходилась многое откладывать: какие-то события, поездки, покупки… Но зато был сам себе начальник, правда, пока не женился — там власть сменилась, и вот уже с супругой до серебряной свадьбы скоро доберемся. Что я очень люблю, так это читать, поэтому все детство провел в детской библиотеке у Фаины Николаевны Шубиной. Это родители привили мне любовь к чтению, а выбор книг на протяжении жизни зависел от возраста, с которым менялись и вкус, и взгляды.
Вот наплел я тебе семь верст до небес, а душа болит — вроде и работа хорошая, и коллектив у нас замечательный, и зарплата вовремя дается, и стараниями новых собственников оборудование обновляется, запчасти приобретаются, а все думается: как же не хватает на производстве сварщиков, токарей, электриков. Куда делись профессии рабочие? Где та очередь, которая стоит за забором? Кому я знания свои передавать буду? Конечно, придут другие на мое место, научатся путем проб и ошибок, которые, естественно,  лучше запоминаются, но гораздо дороже обходятся. И так мне жалко иногда себя становится: ведь, если не я, то кто делать будет? Говорю себе: остепенись, угомонись, но, видимо, бесполезно.
Глава Демьяновского городского поселения Светлана Геннадьевна Инькова называет Алексея патриотом поселка, которому далеко не все равно, что происходит на родной земле.
— К каждому делу Алексей подходит творчески, ответственно  и с полной отдачей. Если делал он — можно быть спокойным за результаты, потому что качество — это гарантия его работы. То, что Алексей не уехал искать счастья в другие места, а остался жить и работать на благо поселка и его людей, говорит об очень многом. Я лично называю его еще главным Дедом Морозом, потому что именно он на протяжении уже двадцати лет зажигает  елку на центральной площади, которая в нашем районе самая веселая. А знаете почему? Лампочки на ней не тусклые, диодные, а по старинке — большие и покрашенные в яркие цвета. И каждый год, начиная с ноября месяца Алексей готовит гирлянды: проверяет, ремонтирует, красит лампочки, вкручивает, а когда их развешивает, то обязательно учитывает размер, ширину и густоту елки. А пока она стоит, вечерами, проходя мимо с работы, в обязательном порядке переключает гирлянды, чтобы огоньки каждый раз мерцали по- разному.
Конечно, я спросила Алексея о том, каким он хочет видеть свой поселок и чего желает своим детям, на что получила ответ:
— Мои родители всей своей жизнью и поведением учили меня жить так, чтоб не было стыдно перед ними, бабушка с дедушкой оказали огромное влияние на меня невероятным трудолюбием, и теперь я, глядя на своих детей, хочу только одного, чтобы они выучились и нашли свое место в жизни, как нашел его я. А что насчет поселка, хотелось бы, конечно, народу побольше, рабочих профессий, благоустройства и перспективы. Для счастья-то много не надо: вот у нас новый сосед родился — так праздник на улице!                                                                                                                            

Людмила АБРОСИМОВА.
Фото из личного архива.