Великое счастье быть учителем

+ 1
+ 1
Общество / 21.01.2023 08:44

В соответствии с указом президента Владимира Путина, 2023 год объявлен в стране годом педагога и наставника. По всей России пройдет масса мероприятий, цель которых — еще раз подчеркнуть значимость профессии учителя.
Мы также будем рассказывать о педагогах, об их успехах и достижениях.

0 237

Этой осенью Наталью Станиславовну Лузянину, учителя русского языка и литературы, почти три десятилетия посвятившую Пинюгской средней школе, наградили почетным знаком Кировской области «Педагогическая слава».  Мы встретились с ней, чтобы подробнее узнать, как она прививает детям любовь к знаниям, чем живет и в чем счастлива.
— В том, что я выбрала профессию учителя, самую значимую роль отвожу Вере Павловне Чуриной, учителю русского языка и литературы Утмановской средней школы, — делится Н. С. Лузянина.  Наша встреча, безусловно, определила мою жизнь в профессии. Это учитель от Бога. Помню ее добрые глаза, требовательный, но ласковый голос, неравнодушное отношение к своим ученикам. Она притягивала к себе. Мы были поражены ее удивительно складной, красивой речью, стремлением сделать много добрых дел. Своим участием в моей жизни Вера Павловна научила меня понимать, что творчество привлекательно, ценно. Мы учились в советское время, но ни один из ее уроков не был похож на басню с однозначной моралью. Когда я была студенткой и начинающим учителем, я сделала вывод о том, что уроки любимого наставника не только мое ученическое прошлое, но и мое профессиональное будущее. Работать, подражая  своему учителю, мне хотелось и не казалось постыдным.
Время стремительно и быстротечно. После школы Наталья поступила в  Кировский государственный педагогический институт имени В. И. Ленина, который окончила в 1994-м.  А через год началась ее профессиональная деятельность учителем русского языка и литературы в стенах Пинюгской средней школы.
— Пожалела ли я о том, что стала учителем? Нет, нисколько. — размышляет эта милая женщина. —  Но мое сердце переполнялось тревогой, волнением, переживаниями. Как стать хорошим учителем? С чего начать?  Как завоевать любовь, уважение, доверие детей? Как стать для них правильным жизненным ориентиром? Как завоевать уважение коллег? Как расположить к себе родителей?  Вопросов было гораздо больше, чем ответов.
Ответить на многие из них мне помогли, прежде всего, мои коллеги-наставники — учителя русского языка и литературы Галина Николаевна Савина, Валентина Васильевна Шубина, Марина Владимировна Диланова.  Их совет — не только учить детей грамматике и синтаксису, но и самой учиться у них —  помог мне еще раз понять, что мой предмет — особый. Моя миссия — воспитание души. А детские души, пока еще не обремененные грузом житейских проблем, открыты для любви, сочувствия, познания, постижения красоты мира.
Не могу сегодня не вспомнить еще одного человека, который разглядел во мне творческий потенциал. Это Бартева Елена Ивановна, которая с удовольствием делилась с педагогами своими знаниями, опытом, в совершенстве владела теорией педагогики и психологии. Всегда, по любому вопросу, давала развивающую конструктивную обратную связь, чтобы учителю она была полезна, услышана им, помогала двигаться вперед к мастерству.
Годы работы в школе привели к пониманию многих вещей. К примеру, для ребенка важно, чтобы его понимали и принимали таким, какой он есть. Важно, чтобы он мог поделиться с кем-то своими переживаниями, идеями, мыслями. Важно не бояться идти на урок, иметь свое мнение, не бояться спорить, сомневаться и ошибаться. Фраза из фильма «Доживем до понедельника»: «Счастье — это когда тебя понимают»  — актуальна и сегодня.
Наталья Станиславовна твердо уверена, что жизненно необходимо учить ребенка учиться, чтобы он не просто действовал «по указке», но и ставил цели, умел контролировать и оценивать свои и чужие действия, творчески подходил к выполнению работы, видел ее результат.
Я — учитель! Жизнь научила меня лучше понимать и детей, и взрослых. Многое в отношениях перестало быть неизведанным и непонятным. Как будто бы передо мной открылись новые горизонты — стараюсь преподавать свои предметы как часть человеческой культуры. Работаю над тем, чтобы каждый мой урок стал уроком жизни. Для этого в содержании курсов и русского языка, и литературы есть огромные возможности. Предметы, которые я преподаю, способствуют становлению личности моих воспитанников, формированию их характера и нравственных ориентиров.
На вопрос, чему хотите научить  детей в первую очередь, наша героиня отвечает: «Через разные виды деятельности стараюсь способствовать приобретению моими воспитанниками личного жизненного опыта, ведь чем он богаче, тем легче растущему человеку строить свои взаимоотношения с окружающими, тем содержательнее становится его внутренний мир. На уроках литературы, читая вместе с детьми произведения русских классиков и современных авторов,  обсуждая с ними непростые ситуации, в которые попадают герои, я закладываю в учеников этические нормы, заставляю задумываться их над собственными поступками, искать пути саморазвития. Поэтому  на первый план выдвигаю задачи развития способности аргументированно отстаивать собственную позицию, связанную с нравственной проблематикой художественных произведений, а также учу анализировать и интерпретировать художественный текст. А чтобы вырастить талантливого ученика, нужно не мешать ему выражать себя, не мешать писать, думать. Возможно, где-то дать совет, не более, и поддержать в любой момент».
Как же заинтересовать  современных подростков чтением и отвлечь их от телефона?  Одним из средств поддержания интереса к предмету  педагог считает  участие детей в литературных конкурсах и  праздниках. «Когда мои ученики  становятся победителями и призерами олимпиад и  конкурсов, выступают на сцене  или  даже  просто  проявляют  заинтересованность  моим  предметом и хотят как  можно  больше  узнать, я  испытываю  огромную  гордость  не только  за  них, но и за себя». Мы поинтересовались, кем из своих выпускников гордится  Н. С. Лузянина.
— Каждый ребенок инди-видуален, поэтому выделить кого-то одного очень сложно. Среди моих выпускников есть замечательные учителя, медицинские работники, воспитатели, инженеры, юристы, полицейские, автомеханики, слесари, сварщики. Многие уже создали семьи, воспитывают своих детей. Для меня важно, что они стали настоящими людьми, и я всегда радуюсь любой возможности встретиться с моими взрослыми детьми, поговорить, может, даже обсудить какие-то вопросы.
За свою  профессиональную деятельность Наталья Станиславовна была награждена Почетной грамотой министерства образования Кировской области, дипломом победителя II степени регионального этапа конкурса «Учитель года-2021», имеет нагрудный знак «Педагогическая слава». А на вопрос, что бы вы пожелали своим коллегам отвечает:
— Считаю, что вынуждать педагога быть героическим человеком — неправильно. Поэтому хочу пожелать, чтобы нагрузка была посильной, труды — ненапрасными, идеи — грандиозными, цели — достижимыми, замыслы — исполнимыми, мечты — сбыточными!

Анастасия ОКУЛОВСКАЯ.
Фото из домашнего архива.