«Малый пеликан» прилетел в Подосиновец

+ 0
+ 1
Общество / 01.12.2020 13:45

И поселился в «Подснежнике». Уютный детский сад в центре поселка эта умная птица выбрала вовсе не случайно. Совсем недавно Светлана Валерьевна  Колесникова, инструктор по физической культуре, представляла наш район на конкурсе профессионального мастерства «Учитель года Кировской области». В номинации «Воспитатель года», где состязались в таланте, эрудиции и мастерстве семь участниц, Светлана Валерьевна добилась отличного результата — она стала призером.

0 666


Пеликан  — символ самопожертвования и любви к детям — в этом году уже тридцатый раз украшал праздник педагогического творчества в регионе. Несмотря на коррективы, внесенные в нашу жизнь пандемией, конкурс состоялся, но в новом формате — дистанционном.
О том, как удалось покорить новую профессиональную вершину, участница поделилась с нашими читателями.— Светлана Валерьевна, путь педагога к достижению результата в конкурсе — это трудная работа по преобразованию себя. Что помогло вам прийти к этому?
— В системе дошкольного образования я уже 23 года. За это время поняла, что для достижения результата необходимо много трудиться, анализировать свою деятельность, прогнозировать ее  перспективы, делиться опытом и изучать опыт других, смело преодолевать трудности, ставить цели и реализовывать их. Участие в профессиональных конкурсах для нас, педагогов,  —  это составляющая часть профессии. Конечно, она связана с большой эмоциональной нагрузкой, стрессами, ничего не дается легко. Поэтому очень пригодились знания по психологии, которые я получила вместе с дипломом педагога-психолога еще в 2003 году. Но, самое главное, на мой взгляд,  если ты любишь то, что делаешь, все можно преодолеть. Ведь любовь, как известно,  творит чудеса! Я просто обожаю своих дошколят, для меня работа с детьми — это состояние души, образ жизни.

— Главное в педагогических состязаниях — показать не обилие методических приемов, не огромное разнообразие технических средств обучения и компьютерных технологий, а свой индивидуальный педагогический почерк и возможности своих воспитанников, способных думать, рассуждать и увлекаться идеями. Как вы считаете, насколько вам это удалось?
— Прежде всего, на конкурсных мероприятиях старалась показать, что физическая культура является частью человеческой культуры, какие огромные возможности в ней заложены. Мой жизненный опыт и наблюдения показывают, что знания сами по себе не гарантируют высокой нравственности, не делают человека человеком в истинном значении этого слова. Воспитывая человека будущего сегодня, мы, педагоги, должны думать, какими ценностями он будет руководствоваться,  выбирая свои личные цели и средства для их достижения.
В последнее время много внимания в работе уделяю применению технологии тимбилдинга (от англ. team building, буквально — «строительство команды»). Как инструктору по физической культуре, мне ближе всего детский спортивный тимбилдинг. Он еще не так широко распространен в практике дошкольного образования, хотя решает множество воспитательных задач. Это не просто развлекательные мероприятия, направленные на веселое времяпрепровождение, а целенаправленные задания в ненавязчивой игровой форме, которые призваны сплотить детский коллектив, научить ребят общаться и договариваться между собой, дружить и поддерживать друг друга, обучить взаимопомощи и взаимовыручке.
Считаю, что на конкурсе мне удалось это воплотить в жизнь: в интерактивном формате, через простые, но действенные задачи, которые я ставила перед воспитанниками, они вместе добивались результатов, настраивались на успех, каждый проявлял себя и вносил частичку своего труда в общее дело.

— Каким опытом работы вы делились с коллегами?
— Для мастер-класса я также выбрала тему по командообразованию «Тимбилдинг — технология для всех!».  Проводила его в онлайн-формате с коллегами,  что позволило им на собственном опыте проверить все плюсы данной технологии. Защищая педагогический проект, рассказала об организации и проведении в детском саду цикла мероприятий, посвященных 21-му чемпионату мира по футболу в России. Для детей старших, подготовительной групп они тогда закончились зрелищным спортивным праздником «Все на футбол!». Предложенные мной в данном проекте формы работы с дошкольниками и их родителями вызвали неподдельный интерес коллег.
Идея внедрения элементов тимбилдинга в физкультурно-оздоровительную деятельность нашего учреждения возникла не на пустом месте. Наблюдения за детьми показали, что многим из них трудно договариваться, соблюдать правила при выполнении различных заданий, воспринимать предложенную инструкцию. Уверена, что умение контактировать с другими людьми, быть терпимее друг к другу не приходит само, его надо развивать. А это залог успеха моих воспитанников в будущем.

— Конкурсное занятие с детьми — необычное. Оно требует особого настроения как во время подготовки к нему, так и в процессе проведения и анализа проделанного. Все ли вам удалось реализовать, как вели себя дети?
— Да, согласна. Занятие с детьми — это, пожалуй, самое трудное задание на конкурсе. Неизвестно, как поведут себя дети, пойдут ли они на контакт. Я проводила занятие по физической культуре с детьми подготовительной группы, оно было посвящено  Дню народного единства, поэтому так и называлось — «Мы едины!». В течение 20 минут мне требовалось показать умение решать на практике заявленные задачи различными методами и приемами. Чтобы дети на занятии раскрыли весь свой потенциал, старалась подходить к его подготовке максимально творчески, мысленно представляла место проведения и весь ход, от начала и до конца. Несколько раз обыгрывала его проведение в разных вариантах, импровизировала. Думаю, что мне удалось увлечь моих воспитанников, заставить удивляться, самим находить пути решения поставленной задачи. Я стремилась все время поднимать планку для детей. Убеждала, что они могут добиться гораздо большего, преодолевая себя, тем самым вселяла в них чувство уверенности.
Дети, в свою очередь, на протяжении всего занятия проявляли инициативу — в выборе партнера по игре, при общении в парах, выборе водящего в игре, а также  самостоятельность — в способах выполнения упражнений, прохождении полосы препятствий, расстановке и уборке оборудования. Для ребятишек это была просто увлекательная игра, они довольно быстро сориентировались в реальной ситуации. Несмотря на видеосъемку, были естественными, раскованными и одновременно спокойными. А это значит, что у нас все получилось.

— Какие результаты своей педагогической деятельности можете назвать?
— Прежде всего, это стабильно высокие показатели уровня физического развития детей, их интерес к физической культуре, разным видам спорта, здоровому образу жизни, стремление к активной физической деятельности и двигательному творчеству. Мои воспитанники ежегодно занимают призовые места на соревнованиях по лыжным гонкам и легкоатлетическому четырехборью на первенство поселка. Но самое главное, на мой взгляд,  достижение в работе с детьми — это когда дети тебя любят и радуются встрече. Спустя несколько лет мои первые выпускники при встрече по-прежнему здороваются и улыбаются мне. Вот это я считаю самым высшим достижением в работе!
— В этом году конкурс проходил  дистанционно. Вам есть с чем сравнить, ведь вы участвовали в нем и в обычном, очном, формате. Какой из них вам больше по душе?
— В начале конкурсных испытаний слово «дистанционно» пугало и настораживало. Я стала первопроходцем, участвующим в конкурсе в формате онлайн-трансляции, освоила программу Microsoft Teams и другие коммуникационные программы. Оказывается, расстояние — не помеха, был бы стабильный Интернет и не подводила техника. Еще один плюс дистанционного формата в том, что не надо никуда ехать с полными чемоданами дидактических пособий и материалов, все необходимое и нужное под рукой. После напряженного дня я возвращалась домой, где можно было отдохнуть в семейной обстановке. Участвуя в конкурсе «Учитель года Кировской области» в 2014 году как педагог-психолог, я познакомилась с большим количеством творческих, энергичных, талантливых коллег. Мы активно общались между собой, делились идеями, творческими находками, участвовали в мастер-классах. Тогда мне удалось получить диплом общественного жюри. В этот раз, к сожалению, не было живого общения. И этого очень не хватало.

— Светлана Валерьевна, станет ли этот конкурс для вас благодатной почвой для поступательного творческого развития, ведь его символ — пеликан — ко многому обязывает?
— Не скрою, я польщена и горжусь этой наградой, ведь она впечатляет и, действительно, ко многому обязывает. Участие в конкурсе — это еще одна ступенька в моем профессиональном росте. Это вдохновляет и хочется стремиться к новым успехам. За время работы в дет-ском саду твердо усвоила одно правило — я должна постоянно совершенствоваться, быть готовой к внедрению нового в образовательный процесс, иначе я перестану быть педагогом.

— Участие в таком мероприятии — работа всегда командная.  Кого вы хотели бы поблагодарить за помощь?
Да, вы правы. Во время подготовки рядом со мной находилось много людей, вселяющих уверенность в мои силы и заставляющих идти вперед. Коллеги и администрация детского сада создали для меня оптимальные условия для участия в конкурсе. Я очень благодарна за понимание, терпение, эмоциональную, методическую и техническую поддержку людям, без которых не могло бы быть моего успеха: директору ИМЦ Е. И. Бартевой и старшему воспитателю Т. Н. Островской. Неоценимую помощь в изготовлении дидактических материалов мне оказала руководитель кружка изостудии Е. Г. Момотова. Огромное спасибо хотелось бы сказать моим воспитанникам — детям подготовительных групп, а также их наставникам Е. И. Злобиной и Ж. Н. Морозковой за проявленные смелость и выдержку.
 — Спасибо за интервью, и новых вам достижений!
Беседовала
Татьяна Князева.