Война кротких

+ 0
+ 0
Общество / 28.11.2020 13:16

Досье
Михаил Алексеевич Бурдуковский (19 февраля 1953  — 15 октября 2020) — врач-психиатр высшей категории, писатель, член редакционного совета журнала «Аврора».
Родился и вырос в Баку, где окончил школу, медицинский институт и начал врачебную практику в должности психиатра. В 1990 году семья Бурдуковских перебралась в Россию и обосновалась в городе Кировске. С 1990 по 2017 год Михаил Алексеевич работал в городской психиатрической больнице № 4 г. Санкт-Петербурга, в том числе 18 лет — главным врачом этого учреждения.  В последние годы был психиатром во Всеволожской клинике «Династия».
Вместе с тем Михаил Бурдуковский всю жизнь занимался литературным творчеством. Из-под его пера вышло десять книг, а главной из них стала последняя — изданный в 2019 году в С-Петербурге роман «Милосердие в аду». Порой отрезок жизни, измеряющийся длиной напечатанных строчек и количеством страниц в картонном переплете, полностью заслоняет собой окружающую тебя реальность и надолго погружает в иной, воображаемый мир. А с действующими в нем героями не хочется расставаться и после того, как перевернута последняя страница. Они продолжают свою незримую жизнь, всецело поглощая твои мысли и чувства. Но даже это еще не выводит книгу в разряд настоящих, ведь и талантливо написанная вещь может обмануть, сбить с пути. Вот тогда на помощь придут маяки, зажженные в необъятном  литературном море самыми преданными и верными истине авторами. К их числу я бы отнесла и Михаила Алексеевича Бурдуковского.

0 633


Очень жаль, что ему так и не удалось побывать на родине своего отца — в Подосиновце, куда, по словам его двоюродной сестры — директора Подосиновского Дома ремесел О. В. Грибановой, он собирался приехать будущей весной. Но судьба распорядилась по-иному: жизнь талантливого, доброго и неравнодушного человека внезапно оборвала болезнь. Михаил Бурдуковский ушел на пике своего творчества, вершиной которого стал плод упорного четырехлетнего труда — роман о негромком, но удостоенном бессмертия подвиге своих коллег во время Великой Отечественной войны, ценою жизни спасавших от гибели пациентов загородной психиатрической больницы в селе Никольском вблизи Гатчины.
Открывая книгу, читаем: «К 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Посвящается памяти моего отца Алексея Алексеевича Бурдуковского».
— Мне очень важно было посвятить книгу моему отцу — замечательному человеку, инженеру и тоже писателю. Он написал очень хорошие мемуары о своей юности, которые были напечатаны в периодической печати в его родном районе (газета «Знамя», номера 50,53,62,74,79,86,106 за 2014 год «Глазами ровесника» — Т. К.) — настолько они были художественные. Он и мои тексты правил, подсказывал… Книга «Милосердие в аду» вышла, когда его уже не стало, но в нее включено его юношеское стихотворение.
Видимо, тяга к литературному творчеству в роду Бурдуковских передается по наследству, поскольку Ольга Грибанова (Бурдуковская) тоже пишет стихи и рассказы,  являясь участницей подосиновского литклуба «Родник».
Но вернемся к роману: его героями на 90 процентов стали реальные люди, с которыми происходили невымышленные события, как утверждает сам автор. И хотя книга повествует о том, что произошло 78 лет назад, ему удалось собрать огромное количество достоверных сведений, а самое ценное — побеседовать с потомками очевидцев. Прототипом одного из персонажей — медсестры Зои Михайловны Маштаковой, стала мать сотрудницы городской психиатрической клиники, работавшей много лет вместе с Михаилом Алексеевичем.
В 1941 году фашистские войска захватили территорию под Гатчиной и расположились военной комендатурой в психиатрической лечебнице загородного типа в селе Никольском Ленинградской области. На момент оккупации здесь находилось около 1 500 пациентов и 200 медицинских работников. Отталкиваясь от архивных материалов, документальных исследований, обширной мемуарной литературы, автор подробно проживает трагическую историю уничтожения немцами этих людей. Однако перед нами не очередной рассказ «об ужасах войны и нацизма». Об этом «написано столько, что мы потеряли чувствительность. Страх и слепое чувство гнева — это не то, ради чего пишется литература о войне. Истинная цель — открыть читателю глаза на несостоятельность.., бесчеловечность и разрушительность людоедского подхода к тем, кто отличается: расово или ментально» — так обозначает Михаил Алексеевич идею романа. Он «написан  о войне, но о другой войне. О той, которая незримо проходила среди реальных боевых действий в то время. Эта книга о войне мировоззрений, …той силы, которая пострашней любой военной живой и неживой силы».   
Эпиграфом к роману вполне могли бы служить крылатые слова из «Братьев Карамазовых» Достоевского: «красота есть не только страшная, но и таинственная вещь. Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы — сердца людей». Каждый из персонажей  «Милосердия в аду» вынужден сделать решающий выбор между голосом совести и предательством самого себя ради физического выживания.
Главному герою — молодому поэту Косте Данилову из ленинградской газеты «Смена», волею обстоятельств попавшему в плен вместе с медперсоналом и пациентами, противостоит сорокадвухлетний капитан Отто Хаген, командир роты, захватившей территорию больницы. Немцы с комфортом размещаются во всех павильонах, бывший барский особняк роскошной усадьбы отведен для местной комендатуры, а больных сгоняют в одно здание, где в невыносимых условиях тесноты, холода и голода медики борются за жизни своих подопечных. Если Костя в каждом из этих взрослых детей, беззащитных перед ужасным недугом и другими людьми, старается разглядеть равного себе человека, то капитан Хаген видит в них лишь «живую кунсткамеру», «отбросы, надлежащие выбраковке». Ему непонятно, зачем эти странные русские готовы жертвовать собой ради безнадежно больных и слабоумных, заботиться о них, отдавая свой скудный паек. Более того, русские врачи  выхаживают и спасают молодого немецкого офицера Эриха Шмидта, даже после того, как стало известно, что в июне сорок первого он отдал приказ о расстреле пленного лейтенанта Маштакова, мужа процедурной медсестры Зои.
Поначалу капитан Хаген воспринимает их доброту и милосердие как признак отсталости славянской нации. «Слава Фюреру, что мы пришли в эту страну, чтобы навести порядок! Иначе — это безумие захлестнет весь мир», — думает представитель передовой арийской расы. Впрочем, его убежденность в правоте фашистской идеологии не так крепка, как кажется. Постепенно ее подтачивают сомнения, зародившиеся еще в Германии, где Отто перед отправкой на фронт похоронил свою любимую жену. Но и после смерти невидимая связь с Кэт не прервалась: во внутренних диалогах с ней продолжает жить душа Отто, до конца сопротивляющаяся его поступкам, и это раздвоение приводит уверенного в себе начальника комендатуры на грань сумасшествия в тот день, когда он выполняет приказ об уничтожении сотен больных, чтобы освободить место для военного госпиталя. «Только будучи холодным и твердым, как сталь, как учит Фюрер, — мы сможем противостоять эфиру русской натуры». Это так. Но он не был до конца бесчувствен. Как и все сослуживцы вокруг».
В одном из читательских отзывов о романе справедливо отмечено, что «немцы, участвуя в войне мировоззрений, на самом деле сражаются не только с бойцами Красной Армии на фронте, они неминуемо вступают в бой и с самими собой, уничтожая в себе те самые, кажущиеся отсталыми, регрессивными, нерациональными, ослабляющими, чувства: милосердие, доброту и любовь».
И все же книга «Милосердие в аду» проникнута  светом надежды и веры в человека, в его высокое предназначение. Даже отталкивающим  персонажам, таким, как конюх Никита, купивший сытую жизнь службой немцам, автор не отказывает в праве на покаяние. Оплакивая гибель Кости Данилова от фашистской пули, Никита впервые почувствовал, что и у него есть душа: «Вот же она мучается… Я думал, что я пуст, что мне Бог не выделил ее… А у меня есть! Вот она!».
Жизнь души в романе не ограничена земными рамками, она продолжается и после смерти. Мы узнаем, что происходит с лучшими из его героев, не предавшими в себе Человека, когда их душа разлучается с телом. «Незаметно для себя Надежда изменялась. Оживая и переживаясь в душах своих родных, знакомых, врачей, помнивших ее, и в памяти родственников больных, которым так много помогла, прежде всего в том, чтобы научиться правильно понимать и терпеливо относиться к своим больным детям, — теперь она уже была не просто воспоминанием, а частью их взгляда на жизнь… Значит, я буду жить вечно!» — подумала она. «Пока живут люди», — ответила себе чьими-то мыслями, соединившись с ними».
Верю, что написанное о героях книги сбылось и для ее автора, и это смягчает боль преждевременной утраты и заставляет еще внимательней вчитываться в страницы романа, ставшие, по сути, духовным завещанием Михаила Алексеевича всем нам, живущим. Зажигая свой маяк посреди житейских треволнений, писатель хотел, чтобы мы в мельтешении будней не забывали обращенные к читателям его слова: «Война закончилась 9 мая 1945 года. Но война продолжается и сейчас. Сегодня. Каждый день. Она не закончится, пока — как говорил один из героев романа поэт Константин Данилов: «Мы все находимся в аду. Кто пониже, кто повыше. Мы все ждем только одного — милосердия. Той силы свыше, которая поможет нам не убивать друг друга. Эта сила придет».
Татьяна Курдюмова.