Как стать педагогом? Разговор с директором школы

+ 0
+ 0
Общество / 03.10.2020 08:57

Термин «педагогика» образовался от греческих слов paidos — дитя и аgo — вести. Постепенно это слово стало обозначать искусство «вести ребенка по жизни», то есть воспитывать и обучать, направлять его духовное и физическое развитие. Наш собеседник — Сергей Николаевич Мокиевский посвятил этому искусству без малого тридцать лет. Свидетельством его заслуг за эти годы являются многочисленные награды в сфере образования, в том числе звание «Почетный работник общего образования Российской Федерации». Сегодня мы беседуем с ним о том, что побудило выбрать педагогическую специальность и способствовало становлению его как учителя  и руководителя Демьяновской средней школы.

0 753

— Сергей Николаевич, когда и почему вы решили  стать учителем?
— Выбрать педагогическую специальность я решил не сразу, но это произошло еще в школьные годы. Мои родители хотели, чтобы я стал врачом или военным. Я даже пробовал после восьмого класса пойти в суворовское училище, но, как помню, там преподавали английский язык, а я изучал немецкий. Не сложилось, а я не очень-то и расстроился. Потому что душа у меня всегда лежала к занятиям спортом. В 80-е годы в район приехал мастер спорта СССР по тяжелой атлетике Реснянский Станислав Федорович, который возглавил спортивную школу и стал тренером по этому виду спорта. Я со своими одноклассниками с пятого класса увлекся тяжелой атлетикой. И так мы до самого выпуска занимались под руководством этого замечательного человека и во всем хотели быть похожими на него. Это один из аспектов формирования будущего выбора. И второй — моя мама больше 25 лет отработала  учителем истории, а в Подосиновской школе была еще и заместителем директора по воспитательной работе.
Все это и помогло мне принять решение — поступить в педагогический институт на факультет физической культуры. Еще в девятом классе я был зачислен на факультет будущего учителя при КГПИ имени В. И. Ленина и два года прилежно учился и выполнял контрольные работы. Так что в вуз я поступил без проблем, на экзаменах мне было несложно.

— Вы когда-либо представляли, что будете директором? Как вы к этому пришли?
— В 1991 году я начал педагогическую деятельность учителем физической культуры в Демьяновской средней школе. Коллектив меня принял очень хорошо, хотя я почти никого здесь не знал. Директором в те годы был Борисов Борис Романович. Тогда в учебное заведение пришло много моих ровесников, поэтому я чувствовал себя комфортно. Мне очень понравилась профессия, и ни о чем больше не задумывался, был весь в работе и спорте. Я с детских лет был очень активным человеком, вот и здесь вникал во многие дела, в том числе и в общешкольные проблемы. Однажды директор предложил мне возглавить совет школы. Я решил попробовать. Проводил встречи с родителями, учащимися, организовывал взаимодействие с руководителями организаций и предприятий поселка. И в 1999 году Борис Романович рекомендовал управлению образования рассмотреть мою кандидатуру на должность директора. Мне было тогда 29 лет. Честно говоря, долго не отказывался, но в душе сомневался, получится ли? А когда на собрании коллектива за меня проголосовала большая часть педагогов, я принял решение. И с 1 июля 1999 года с головой окунулся во все школьные проблемы. Вот уже 21 год прошел после этого события. Время летит…

— Директор школы — это руководитель большого коллектива. Как вам удается сплотить сотрудников, ведь кроме административной работы вы ведете еще и уроки?
— Для руководства большим коллективом существует сплоченная административная команда, где каждый на своем месте и каждый отвечает за свой участок работы. Сейчас идет постепенная смена администрации, но эти должности занимают авторитетные и методически грамотные педагоги. Я хочу выразить слова огромной благодарности своим коллегам по административной команде, с которыми я начинал работать как директор. Это Светлана Савватьевна Абрамова, Елена Михайловна Момотова, Татьяна Николаевна Чуланова. Они во всем поддерживали меня и помогали становиться в должности. А с коллективом мы проводили и проводим много традиционных мероприятий, на которых можем общаться неформально: туристические слеты, праздничные мероприятия, дни рождения, которые сплачивают учителей и дают возможность сбросить накопившуюся стрессовую нагрузку.

— Какие качества школа старается привить ученикам?
— В первую очередь мы учим наших детей правильному общению, поведению. Воспитываем чувство любви и патриотизма к родному краю и нашей Родине. В этом направлении успешно  работает военно-патриотический спортивный клуб «Долг», организованный в 1987 году преподавателем ОБЖ Сергеем Алексеевичем Тюковым. Занимаются в клубе не только юноши, но и девушки. Также в школе хорошо поставлены культурно-массовая работа с детьми и волонтерское движение. Курирует данное направление педагог-организатор Елена Анатольевна Халамова. На протяжении учебного года ребята принимают активное участие во многих культурных, спортивных, конкурсных мероприятиях различного уровня, проявляют гражданскую активность, творческие способности и таланты.

— Сергей Николаевич, кого из своих наставников вы часто вспоминаете и почему?
Прежде всего, из наставников я вспоминаю моего бывшего коллегу  Ильинского Михаила Александровича, который в первые годы моей педагогической деятельности многому меня научил и всегда поддерживал.

— Если не педагогика, то…
— Только педагогика, я даже не рассматривал никогда другие профессии. Хотя я человек разносторонний и пытаюсь развиваться в разных сферах. Вместе с супругой занимаемся в народном танцевальном коллективе «Радуга» при Центре культуры и досуга п. Демьяново, иногда пою, даже на сцене. Неплохо готовлю, наверное, мог бы быть поваром...

— Каким вы видите будущее Демьяновской школы?
— Прежде всего, школа должна отвечать требованиям будущего. Сегодня мы активно говорим о новой эпохе цифровых возможностей. Считаю, что образовательное учреждение должно быть полностью оснащено всей необходимой материально-технической базой, которая позволит создать нам школу нового поколения. В моем видении — это  широкий доступ к электронным образовательным ресурсам, наличие электронных учебников, хорошо оснащенные лаборатории, спортивные залы и предметные кабинеты и, конечно же, подготовленный к новым условиям работы кадровый состав. Отмечу, что педагоги активно осваивают новшества, переобучаются, а это многое значит в нашей работе.

— Все чаще мы слышим, что современные дети, так называемое поколение Z, очень отличаются от тех, кто учился в школе даже 10-15 лет назад. Действительно ли это так? Как бы вы их охарактеризовали?
— С развитием информационных и цифровых технологий наша жизнь стремительно меняется. И сегодня молодое поколение не мыслит ее без гаджетов, большую часть своего свободного времени подростки проводят в сети, в виртуальном мире, откуда черпают массу информации. Действительно, в чем-то они подкованнее и креативнее тех, кто уже вырос. Посмотрите, как и чем они занимаются на компьютере, как им владеют, насколько они информированы! Но кто не умеет правильно организовать свое время, кто не переключается на обычное общение с друзьями, не читает книг, не посещает спортивных секций, у того могут быть проблемы как с психическим, так и с физическим здоровьем. Поэтому задача родителей, учителей собственным примером показывать и прививать детям нормы здорового образа жизни и правильного и умеренного обращения с гаджетами. Прежде всего, наша педагогическая задача — цифровые и компьютерные технологии применять для расширения знаний, поиска учебной информации и умения правильно и культурно общаться в сети. А вообще, у нас много замечательных детей, которые по нравственным и интеллектуальным качествам не уступают своим предыдущим сверстникам.

— Что, по вашему мнению, главное в профессии учителя? Какие личные качества и профессиональные компетенции важны?
— На мой взгляд, главное в профессии учителя это любовь, доброта и уважение к детям, цифровая компетентность, отличное знание своего предмета, желание творить, способность меняться и переобучаться. Только если учитель может учиться, он может и учить. Иначе ничего не получится.
 
— Какой самый лучший совет, который вам дали?
— На моем выпускном вечере учитель физики Росляков Лев Александрович в напутственном слове сказал нам: «Ребята, не торопите время, не торопитесь жить». И только сейчас, оглянувшись назад, понимаю, как стремительно летит время, как быстро идет жизнь.
 
— Кому из выпускников может быть интересна профессия  учителя и что бы вы посоветовали желающим ее выбрать?
— Работа  учителя  в наше время, безусловно, может быть интересна молодежи, которая готова самосовершенствоваться, принимать вызовы быстро меняющегося мира, быть гибкой и открытой ко всему новому.
Отличную мысль высказал на этот счет Лев Толстой: «Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию».
— Что помогает не терять веры в себя и в профессию?
— Прежде всего, любовь к детям.

— Ваше самое яркое воспоминание?
— Поездка в июле 1983 года в пионерский лагерь “Артек” и встреча с послом доброй воли — американской девочкой Самантой Смит.

— Каков ваш жизненный принцип?
— Быть оптимистом!

— Как вы отдыхаете?
— Для меня лучший отдых — это путешествие на автомобиле. Каждый год мы с семьей куда-нибудь выбираемся. В выходные люблю готовить, особенно мясо, и делать праздничный ужин.

— С какими словами в преддверии профессионального праздника вам хотелось бы обратиться к педагогическому сообществу и школьникам района?
— В образовательных учреждениях нашего района трудятся прекрасные педагогические коллективы, хочу пожелать им оставаться единомышленниками, сплоченной командой и сохранять традиции своих учебных заведений, ведь каждая школа по-своему уникальна. А учащимся хочу пожелать не останавливаться на достигнутом, постоянно совершенствоваться. Выйдя из родных школ, вы попадете в большую конкурентную среду, которую нужно выдержать, доказать, что вы не хуже других, а в чем-то даже и лучше.

— Сергей Николаевич, большое спасибо, успехов вам, вашим коллегам и ученикам!
Беседовала
Татьяна Князева.