Весточки из прошлого

+ 0
+ 0
Общество / 11.08.2020 08:57
0 806

Совершенно случайно ко мне в руки попали три письма еще довоенного времени, написанные мальчиком лет десяти или одиннадцати. Они адресованы его маме, проживавшей в деревне где-то недалеко от Пинюга. По ним можно судить о его нелегкой судьбе. Текст написан чернилами, и за давностью лет немного размылись некоторые слова. Но мне удалось восстановить все в точности.
Перед прочтением кратко опишу судьбу мальчика. Родители его развелись. Отец уехал в город и создал там новую семью. Мать тоже сошлась с другим мужчиной. Так как в деревне в то время жилось тяжело, то отец предложил забрать сына к себе в город. А вот что из этого получилось — судите сами. Письмо первое, 19 июня 1936 года:
Добрый день или час. Здравствуй, дорогая моя мама! Шлю я тебе огромный привет. И твоему мужу Афанасию Платоновичу. Сейчас я тебе опишу, как я живу. Мама, я живу хорошо. Теперь мы проживаем на новой квартире, в самом Архангель-ске, в городе. Комната у нас большая, живем хорошо. Мама, если когда-нибудь пойдешь в Долматово, то передавай привет Пете, и у них там еще Коля маленький есть, так и ему передай тоже. Всем привет от Сени. Мама, мне очень охота узнать, как ты живешь и как твое здоровье. Сейчас, мама, я опишу все свои поступки. Мама, ты привезла меня на Пинюг. Папа с тетей Кланей назавтра и приехали. Меня послали за вином, а сами стали есть мои калачики, рыбники и колобашки да мясо, которые ты дала мне с собой. Я пришел, а они уже все съели. А я и остался безо всего. Мне бы хватило на всю дорогу, а они съели за полчаса, пока я ходил для них за вином.  Мама, еще забыл тебе написать в прошлом письме. Мы уехали тридцать первого числа ночью. А из Котласа сели на пароход «Гоголь» и доехали очень быстро до Архангельска. На вторые сутки, второго числа дня, в четыре часа. Мама, я коплю деньги на дорогу и приеду к тебе, наверное, в августе. Я уже накопил четыре рубля. Если сейчас не приеду, то приеду на будущий год, на первом пароходе. Мама, ты напиши мне, возьмешь ли ты меня к себе. Ты же мне мать, возьми меня, пожалуйста. Прибери меня, сиротину несчастную. А то помру с голоду. Я, как Ванька Жуков, который просил своего деда забрать его, так и я прошу тебя. Я еще раз повторяю тебе: «Забери меня к себе». Я теперь, мама, узнал, на чем земля вертится. Писать больше нечего, остаюсь жив, здоров, чего и тебе желаю. Писал твой сын Суслонов Семен Владимирович. Так еще раз прошу тебя, мама, чтобы ты писала мне чаще. У меня все сердце изболелось о тебе.

Письмо второе, 28 июня 1936 года:
Добрый день. Здравствуй, дорогая мама. Шлю я тебе низкий привет. Пишу тебе и тороплюсь, чтобы не увидел папа. Мама, мне охота узнать, как ты живешь и как твое здоровье. Мама, я живу хорошо. Сейчас я опишу все свои новости. Вчера у нас помер товарищ Максим Горький. В шесть часов вечера.  Во всем Советском Союзе развесили траурные флаги, и мы тоже. А позавчера мы встречали моряков, которые стояли на границе. И все рабочие и работницы вышли их встречать. Мама, меня перевели в третий класс. Сейчас я опишу тебе новости. Папина жена, тетя Кланя, лежит в больнице, и ей хотят делать операцию. И наверное, ей этой операции не перенести, может помереть. Если помрет, то я напишу тебе и приеду. Если ты меня не возьмешь, то меня отдадут в детский дом. Помнишь, ты чего мне говорила, когда провожала меня? Так возьми меня к себе и будем как-нибудь жить помаленьку. Мама, я тебя еще раз прошу, чтобы ты взяла меня, сироту казанскую. Пока писать больше нечего. Остаюсь жив и здоров. Пиши письма почаще, и мне будет веселее, что меня родная мать не забывает. Остаюсь твой сын Семен Владимирович. Пиши, мама, мне теперь по новому адресу: г. Архангельск, улица Свободы, дом 88, получить Суслонову Семену Владимировичу.

Письмо третье, 6 июля 1936 года.
Добрый день, веселый час!  Беру перо, бумагу, конверт, пишу письмо. Здравствуй, дорогая мама и твой муж Борисов Афанасий Платонович. Сейчас я тебе опишу, как я живу и как мое здоровье. Мама, я живу очень плохо и здоровье мое неважное. Сегодня я видел во сне свой гроб. Мама, теперь опять  у нас живет Кланька, и сегодня я весь день ревел из-за нее. Она сказала папе, что я у нее взял 18 рублей. И мне за это попало. Теперь я не могу сесть на задницу вот уже второй день. Мама, Кланька хочет ехать в Сибирь к своему мужику. Операцию ей не делали, все обошлось. Если она уедет, так мне будет жить легче. Мама, они у меня деньги взяли. Пять рублей было у меня накоплено, чтобы ехать к тебе, и больше мне денег не дадут ни одной копейки. А накопить больше не с чего. Дак, мама, если тебе надо меня, то пошли денег переводом. Если денег не сумеешь послать, дак хотя бы посылочку пошли килограмма на два. Мама, еще к нам пятого числа приезжал Илюха, твой племянник. В этом письме я тебе пошлю песню «Там в саду при долине». Писать пока нечего. Остаюсь жив и здоров. Писал твой сын Суслонов Семен Владимирович.

Песня на память маме
Там  в саду при долине громко пел соловей,
А я, мальчик на чужбине, позабыт от людей.
Позабыт, позаброшен с молодых, юных лет,
Я остался сиротиной, счастья дальше мне нет.
У кого есть родные, приголубят порой,
А меня все обижают, ото всех я чужой.
Вот куда ни поедешь и куда ни пойдешь,
И родного уголочка для себя не найдешь.
Вот нашел уголочек за кирпичной стеной,
Привели, посадили, все я думал — шутя,
А назавтра сказали: расстреляем тебя.
Вот помру я, помру, похоронят меня,
И никто не узнает, где могилка моя.
До свидания, мама. Жду от тебя доброй весточки. Твой сын Семен.
Вот такие душевные грустные письма были написаны восемьдесят четыре года назад мальчиком своей маме. К сожалению, как сложилась его судьба в дальнейшем и забрала ли все-таки она сына к себе, да и дожил ли он до наших дней, неизвестно. Лично меня очень затронули за душу эти письма. Если кому известно что-либо об этом, то просьба откликнуться.
Татьяна Жолобова.