Подводник с Дементьева
В канун 75-летия Великой Победы хочу рассказать о ветеране Великой Отечественной войны, моем дяде по материнской линии — Петухове Серафиме Михайловиче, уроженце деревни Дементьево Шолгского сельсовета Подосиновского района.
Родился он, как гласит актовая запись № 4 метрической книги Шолгской Троицкой церкви за 1915 год, 2 января и назван был в честь святого преподобного Серафима. Там же, на земле предков, прошли его детство и юность. Мальчику не было и четырех лет, когда скоропостижно скончался отец — Михаил Дмитриевич. Кроме Серафима у матери Марии Васильевны (в девичестве Мариева, из деревни Выдрея) было еще двое детей: старший — Павел, и младшая — Ольга. Поэтому Симе с раннего возраста приходилось помогать по хозяйству. Как и большинство соседских детей, он окончил только четыре класса местной школы.
В 1937 году в возрасте 22 лет был призван на военную службу. Начинал ее в одной из частей Рабоче-крестьянского Красного флота. Позднее, в первую очередь благодаря отличным медицинским показателям, был откомандирован в учебный отряд подводного плавания Балтийского флота (г. Ленинград), где на два с половиной года стал курсантом школы подготовки младшего начальственного и рядового состава.
Четырехклассное образование, полученное в деревенской школе, оказалось недостаточным для освоения профессии моряка-подводника. Серафиму параллельно с профессиональным обучением пришлось по вечерам, когда другие курсанты отдыхали, познавать учебные дисциплины пятых-седьмых классов и сдавать экзамены за курс семилетней школы.
По завершении обучения в учебном отряде, в начале 1941 года, Серафим Михайлович был назначен командиром отделения рулевых на подводную лодку Д-2 «Народоволец». В это время она находилась на ремонте и модернизации на одном из ленинградских заводов. В составе экипажа «Народовольца» он и прошел всю Великую Отечественную от звонка до звонка. За годы войны субмарина совершила четыре боевых похода: первый — с 23 сентября по 4 ноября 1942-го; второй — со 2 по 30 октября 1944-го; третий — с 12 декабря 1944-го по 20 января 1945-го и четвертый — с 20 апреля по 18 мая 1945 года. В 1943-м и до середины 1944-го подводные лодки Краснознаменного Балтийского флота в море не выходили. В этот период члены экипажа «Народовольца» наряду с экипажами других кораблей участвовали в боевых действиях на суше по защите Ленинграда от немецко-фашистских захватчиков.
О вкладе старшины первой статьи Петухова С. М. в дело Великой Победы говорят его боевые награды: орден Красного Знамени — за первый боевой поход; орден Красной Звезды — за второй боевой поход: орден Красной Звезды — за третий боевой поход; медаль «За боевые заслуги» — за последний поход; медаль «За оборону Ленинграда» (1943г.).
Знакомство с историей боевых походов подводной лодки позволило сделать вывод о том, что первый же из них мог оказаться для нее и экипажа последним. 24 сентября 1942 года субмарина при выходе на боевую позицию чуть не погибла, запутавшись в поставленной немцами противолодочной сети. Двое суток подводники боролись за живучесть корабля, погружаясь в светлое время суток под воду, а ночью всплывали и, поочередно опускаясь за борт в холодные воды Финского залива, рубили стальную сеть. За время похода это был не единственный случай борьбы за живучесть подводной лодки. И каждый раз побеждали подводники.
14 октября 1942 года экипажем «Народовольца» был потоплен транспорт «Якобус Фрицен», 19 октября торпедирован и сильно поврежден морской паром «Дойчланд» с личным составом, курсировавший между городами Засниц (Германия) и Треллеборг (Швеция). Большое количество немецких солдат и офицеров погибло и получило ранения. Немцы оказывали подводникам мощное противодействие: за время похода было сброшено более четырех десятков глубинных бомб. Но экипаж подлодки успешно выдержал все испытания и благополучно вернулся на базу.
Старшина первой статьи Петухов С. М. за мужество и хладнокровие, проявленные в этом 45-суточном походе, был представлен командиром подводной лодки Д-2 капитаном 3-го ранга Линденбергом Р. В. к награждению орденом Ленина. Представление утвердили командир бригады подводных лодок и командующий Балтийским флотом. Однако в наградной комиссии Наркомата ВМФ СССР решили иначе. Кто-то из ее членов зачеркнул на представлении «орден Ленина» и сделал приписку: «Можно От.(ечественной) в.(ойны) 2 ст. или Кр.(асной) Зв.(езды)». Он же не был в походе вместе с подводниками, когда немцы забрасывали их глубинными бомбами… А награждение состоялось орденом Красного Знамени.
В представлении к награждению орденом Красной Звезды за второй боевой поход (октябрь 1944г.) командир написал, что старшина первой статьи Петухов С. М., «рискуя жизнью в трудный для корабля момент, спускался за борт исправлять поврежденный после бомбежки вертикальный руль».
Победу экипаж «Народовольца» встретил в четвертом боевом походе, участвуя в блокаде Курляндской группировки немцев, за что бригада подводных лодок Краснознаменного Балтийского флота была отмечена в приказе Верховного главнокомандующего.
В конце 1945 года Серафим Михайлович уволился в запас. А уже в 1946-м поступил на работу в Ленинградский морской порт. И с тех пор более 25 лет ходил по морям и океанам боцманом на торговых судах Балтийского морского пароходства. За многолетний добросовестный труд был награжден орденом Трудового Красного Знамени (1964г.) и орденом Октябрьской Революции (1972г.).
В 1975 году Серафим Михайлович вышел на заслуженный отдых. А в начале 1978 года врачи диагностировали у него тяжелое заболевание. Испытания, выпавшие в годы войны на долю моряка-подводника, не прошли бесследно. В мае 1979-го Серафима Михайловича не стало. Похоронен он на Южном кладбище города-героя Ленинграда (Санкт-Петербурга). Имя ветерана-героя занесено на Доску памяти в селе Шолге.
Не могу не сказать хотя бы несколько слов о жене Серафима Михайловича. Петухова (Баева) Клавдия Захаровна (1912 -1990гг.) — уроженка деревни Завраг Шолгского сельсовета. Всю войну она проработала в блокадном Ленинграде. Именно там земляки и встретились в 1943 году, а в 1946-м поженились. В послевоенное время и до середины 70-х она — жена моряка торгового флота, часто и подолгу находившегося в загранплавании. По этой причине все заботы по воспитанию сына и дочери легли на ее плечи.
Подводная лодка, в экипаже которой воевал Серафим Михайлович, до июня 1956 года оставалась в составе КБФ в качестве учебно-боевой. Затем была разоружена и переоборудована в учебно-тренировочную станцию для практической подготовки подводников в Кронштадте. На ней отрабатывались различные задачи по борьбе за живучесть корабля, приемы выхода экипажа из затонувшей подводной лодки, варианты борьбы с пожарами и с поступающей в отсеки водой. В таком качестве она профункционировала до марта 1987 года.
Следует отметить, что подводные лодки серии I типа «Декабрист» считались в то время самыми мощными отечественными торпедными дизель-электрическими субмаринами. Всего на заводах Ленинграда и Николаева в 1927-1931гг. было построено шесть таких кораблей. Подводная лодка Д-1, вошедшая в состав РККФ первой, погибла вместе с экипажем в ноябре 1940 года в ходе учений в Баренцевом море, остальные пять принимали участие в Великой Отечественной войне. До Победы дожили только Д-2 «Народоволец» и Д-5 «Спартаковец». Субмарины Д-3, Д-4, Д-6 погибли в боях с немецко-фашистскими захватчиками. В 50-х годах была выведена из состава Черноморского флота, а затем утилизирована и подводная лодка Д-5. Таким образом, к началу 60-х «Народоволец» оказался единственным кораблем этого типа, оставшимся в живых. С позиции сегодняшнего дня я с трудом могу представить, как бы могла сложиться судьба моего дяди, если бы он получил после окончания обучения в учебном отряде назначение на другую подлодку.
Еще в 1967 году ветераны-подводники во главе со своим командиром Линденбергом Р. В. выдвинули идею о переоборудовании подводной лодки «Народоволец» в музей. В 1977 году они обращались с этим предложением к Главкому ВМФ СССР, но результата не добились. И только с третьей попытки, в 1984 году, вопрос сдвинулся с мертвой точки. Специальным постановлением правительства было решено создать мемориальный комплекс героям-подводникам Великой Отечественной войны, ученым, конструкторам и судостроителям.
В 1987 году на лодке начались ремонтно-восстановительные работы, которые продолжались восемь лет. В июле 1989 года она была переведена из Кронштадта в Шкиперский проток Санкт-Петербурга, где впоследствии установлена на берегу на вечную стоянку. 2 сентября 1994 года состоялось торжественное открытие филиала Центрального военно-морского музея — Подводная лодка Д-2 «Народоволец». Информацию о местонахождении и режиме работы которого можно найти в Интернете.
В сентябре 2019 года музей отметил свое 25-летие. Мне посчастливилось побывать в нем дважды. Пребывание на подводной лодке-музее при первом ее посещении произвело неизгладимое впечатление. Меня поразило, в каких неимоверно тяжелых условиях экипаж совершал четыре многодневных боевых похода в водах Балтики и Финского залива, который в годы войны весь был «нашпигован» вражескими плавучими минами и противолодочными заграждениями, а каждый метр его водной поверхности простреливался немецко-финской артиллерией.
В заключение не лишним будет отметить, что и старший брат Серафима Михайловича Павел Михайлович является участником советско-финской кампании 1939-1940гг. и Великой Отечественной войны. А младшая сестра Ольга Михайловна за высокие производственные показатели на трудовом фронте была награждена медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг.».
Н. Миняев.
г. Москва.