“Прости меня, Саня!”

+ 0
+ 13
Общество / 25.04.2020 15:52

Сцена оформлена предельно строго: на черном фоне выкрашенные белой краской окна деревенского дома, посредине грубый деревянный стол без скатерти, лавка и два табурета. В этих простых декорациях разворачивается действие новой постановки  Подосиновского народного театра «Ваня, Саня и Патис», посвященной 75-летию Великой Победы. Перед началом режиссер-постановщик Валентина Тестова сделала важную ремарку: «Пьеса основана на реальных событиях».

0 814


 Прототипами героев мелодрамы Владимира Гуркина «Саня, Ваня, с ними Римас» являются реальные люди — родные и близкие ее автора, широко известного благодаря фильмам по его сценариям «Любовь и голуби» и «Кадриль».
Эта житейская история с немудреным сюжетом начинается в глухой уральской деревне на берегу Чусовой. Лето 1941 года, война с фашистами уже идет, но воспринимается здесь, за Уралом, не очень-то всерьез. Кажется, что она скоро закончится. Впрочем, жизнь у трех деревенских сестер, их мужей и детей вовсе не безоблачная: их возненавидел новый председатель колхоза Губарев, сосланный сюда из города за какую-то провинность. И хотя  нелепые поступки и решения далекого от крестьянских забот председателя вызывают у колхозников насмешки и выглядят со стороны забавно, дело принимает все более трагический оборот.
Не буду раскрывать содержание спектакля, поскольку многие подосиновские зрители его еще не видели. Однако не могу не поделиться своими впечатлениями от премьеры, после окончания которой зал аплодировал режиссеру и актерам стоя.
Не изменяя традиции, Подосиновский народный театр продолжает удивлять публику неожиданными находками. На сей раз это впервые примененный способ перемены декораций: часть их опускается и поднимается в течение сценического действа трижды. Это новшество появилось благодаря  помощнику режиссера Александру Ключарову, не напрасно затратившему массу усилий на оформление места действия. Вторым сюрпризом для меня, к примеру, стала тройная удача Валентины Владимировны в выборе дебютантов.
Главную героиню — среднюю сестру Александру, крестную племянницы Женьки, сыграла не имеющая никакого актерского опыта Татьяна Боброва. А ведь ей предстояла неимоверно сложная задача —  балансировать на грани слез и смеха, отчаяния и отваги, сурового суда над родным человеком и всепрощения. И чувство меры ни разу не изменило дебютантке, что бывает крайне редко. Ее Санька получилась любящей, сильной и чистой, то есть по-настоящему русской женщиной. И дебютантке Елене Ногиной удалось раскрыть образ Сони, самоотверженной и горячо любящей мужа Петра и свою семью.
Особо хочется отметить уверенную игру самой юной участницы премьеры — десятиклассницы Подосиновской средней школы Марины Тестовой, чей дебют в роли Женьки, дочери Сони и Петра, стал настоящим открытием для публики. Как говорить и чувствовать, смеяться и плакать за девочку далеких сороковых, если живешь в начале стремительного 21 века? Чтобы не ошибиться, нужно вникнуть в историю, книги, фильмы того времени, то есть вжиться в эпоху. И с этой задачей Марине помогли справиться не только прочные знания, но и ее внутренняя культура, чуткое сердце.
Конечно, тройной успех дебютантов базируется на опыте уже полюбившихся нам Эдуарда Тестова (Иван), Романа Мосеева (Петр), Сергея Труфакина (Римас) и Елены Залесовой (Анна). Талант Э. Тестова в роли главного героя заиграл новыми красками. Его Иван подкупает не только внешними данными, но и неистребимым жизнелюбием, мужским обаянием в сочетании с озорством мальчишки. Другими качествами завоевывает симпатии зрителей немногословный, сдержанный  литовец Римас, чей благородный характер С. Труфакин рисует объемно и убедительно, доказывая, что ему по силам не только забавные «чудики», но и трагические персонажи.
 От начала и до конца пьесы эмоциональный накал событий не спадает, и интрига сохраняется до самого финала. Зритель от всей души сопереживает героям, проходя вместе с ними все испытания, выпавшие на их горькую долю.   
 Достоверность происходящего на сцене во многом зависела и от того, насколько соответствуют сороковым реквизит и костюмы. Одежда действующих лиц, заплечный мешок — солдатский сидор, форма сотрудника НКВД, его планшет и другие вещи возвращают нас на десятки лет назад, в сталинскую эпоху.
К концу спектакля все, кто в нем участвует, становятся для нас родными, понятными и дорогими людьми, поэтому финальную сцену без слез смотреть почти невозможно. Неудивительно, что зал, а он был полным, поднялся с мест и единодушно благодарил режиссера В. В. Тестову и актеров за трогательный и очищающий душу спектакль.
 А круг зрителей новой постановки все растет: ей уже горячо аплодировали жители Октября, Утманова,  и гастроли продолжаются.
Татьяна Курдюмова.
Фото автора.