Свой лучший урок показали в Москве

+ 1
+ 0
Общество / 18.04.2020 13:51

Любое творческое состязание — это новый шаг вперед, новые идеи, новые возможности реализовать себя. Конкурс профессионального мастерства педагогов «Мой лучший урок» — не исключение. Только посудите — его организует Благотворительный фонд наследия имени Д. И. Менделеева и ведущие московские университеты, общественные организации, редакция журнала «Вестник образования в России» при поддержке Фонда президентских грантов.

0 1110


Это мероприятие преследует самые благие цели: поддержка работников образования, повышение престижа учительской профессии, привлечение общественного внимания к проблемам развития образования, распространение передового педагогического опыта. Обязательным условием является очное участие в финале, который всегда проходит в столице.
Впервые «Мой лучший урок» стартовал более 10 лет назад. Тогда собралось 200 педагогов со всей страны. Стало понятно — желающих много, нужно делить конкурс по направлениям. Теперь он проводится отдельно для начальной школы, для учителей гуманитарных предметов, для педагогов дошкольного и дополнительного образования и для учителей естественнонаучного цикла. 
На конкурс участники посылают сценарии уроков, которые разработали самостоятельно, неоднократно проводили, они являются наиболее удачными и любимыми. Из всех присланных разработок оргкомитет мероприятия отбирает лучшие и высылает приглашения на финал. Кроме этого, необходимо представить описание своей работы, а также технологии или методики, которые нашли отражение в учебном занятии. Во время защиты педагогом «своего детища» члены жюри обращают внимание на наличие новизны, насколько творческий педагог, используются ли нестандартные подходы, показал ли участник результативность урока, созданы ли условия для активной коллективной творческой деятельности школьников, умения их самостоятельно добывать знания, находить нужные примеры, аргументы, насколько эффективно использует учитель современные информационные технологии.
Свое мастерство доказали и педагоги Демьяновской средней школы Наталья Владимировна Обжилина и Надежда Ивановна Капустина — в естественнонаучном  направлении конкурса.  Они заняли в финале третье, призовое, место. Участницы поделились с нами своими впечатлениями о поездке в столицу.
— Коллеги, а какой урок защищали вы? Расскажите о нем немного.
Наталья Владимировна:
— Осознавая высокий уровень данного конкурса, понимали, что нужно представить опыт, который актуален и современен, интересен коллегам и жюри конкурса,  соответствует всем требованиям ФГОС. Мы отправили сценарий интегрированного внеурочного занятия по истории и физике для 8 класса по теме «Электрическая история». Инновационная идея, которую мы преследовали своей разработкой, — реализация на занятии метапредметного подхода, посредством которого у детей формируется образ целостного и в то же время разнообразного мира. Воплотить данный подход мы решили средствами интеграции содержания двух учебных дисциплин — физики и истории. Объектом интеграции на нашем занятии является процесс развития науки во второй половине 18-го — начале 19 века. Это время, когда под влиянием ее бурного и стремительного развития менялись представления человека о строении материи, пространстве и времени, о путях развития растительного и животного мира, о происхождении человека и жизни на Земле. Ученые в то время занимали важное место в обществе, пользовались большим влиянием, а их труд был окружен почетом и уважением.
Надежда Ивановна:
— На протяжении двух лет мы были участниками региональной инновационной площадки, в рамках которой рассматривались способы достижения школьниками метапредметных результатов, требования к которым в новом стандарте образования занимают особое место. Мы осознали, что добиться данного вида результатов одному учителю непросто, здесь важно объединить усилия всех учителей, работающих в классе. За это время мы внесли изменения в рабочие программы по своим предметам, а именно касающиеся интеграции определенных тем, в рамках которых возможно рассматривать изучаемое явление или объект с позиции двух учебных дисциплин. Это, в свою очередь, позволяет школьникам связать систему знаний одного предмета с системой знаний другого и создать собственный образ мира. Воплотили эту идею в жизнь в марте 2019 года, когда провели данное внеурочное занятие на окружном научно-методическом семинаре. Оно проходило в форме известной телепрограммы «Своя игра». Четыре команды участников проверяли свои силы в трех раундах: «Из истории физики», «Немного физики в истории» и «Финал».  Вопросы касались разработок и изобретений ученых и исторических деятелей того периода истории, таких как  А. Н. Лодыгин, Томас Эдисон, П. Н. Яблочков, Майкл Фарадей, Джеймс Максвелл,  Георг Ом, Александр III, Николай II, Наполеон Бонапарт и многие другие. «Электрические» ребусы предполагали знание школьниками новых технических изобретений, появившихся в 18-19 веках. В ходе игры ребятам также встретились вопросы по астрономии, регионоведению и литературе.

— Где проходил финал?
Надежда Ивановна:
— Он проходил на базе Российского химико-технологического университета имени Д. И.Менделеева.
В Москве собрались 94 учителя из 22 регионов нашей страны.
Наталья Владимировна:
— Когда пришло приглашение на финал, радости не было предела и решение ехать в Москву нами было принято сразу. Упускать возможность участия в конкурсе такого высокого уровня было нельзя. Хотим выразить огромную благодарность за всестороннюю поддержку руководителю Подосиновского фанерного завода И. Л. Подкорытову, а также администрации школы во главе с директором С. Н. Мокиевским.

— Как была построена программа финала?
 Надежда Ивановна:
— Программа была очень насыщенная. Это защита учебных занятий и презентация своего опыта работы, курсовая подготовка и посещение лучших школ Москвы, обмен опытом и педагогическим мастерством, встреча с деятелями педагогической науки. Не забыли организаторы и о культурной программе.

— Очень часто учителя скучно, однообразно называют тему урока, а ведь она — ключ к познанию, источник интереса к учебному материалу. У вас оригинальная тема учебного занятия — электрическая история…
Наталья Владимировна:
— Необычная формулировка темы, на наш взгляд, с самого начала заставляет ученика задуматься, у него появляются вопросы, ответы на которые он будет искать на протяжении всего занятия. И ему будет интересно!

— Любая защита предполагает вопросы. О чем спросили вас?
    Надежда Ивановна:
— Членов жюри заинтересовало, какие задания наиболее понравились ребятам, а какие вызвали трудность. Также нас спросили о причине выбора именно этой темы для интеграции, о планах  по интеграции содержания двух учебных дисциплин, в том числе и на уроках.

— Какие уроки коллег вам особенно запомнились?
Наталья Владимировна:
— Запомнились уроки, где четко прослеживалась связь теории с жизнью. К примеру, урок физики  преподавателя колледжа по теме «Красота требует знаний» (раздел «Молекулярная физика»). Этот урок она провела в группе коммерсантов на первом курсе. Преподаватель показала студентам, как знания основ молекулярной физики можно применить в работе продавца, а именно при объяснении покупателю правил выбора губной помады. А студенты на этом уроке выступали в роли экспертов и продавцов.
Надежда Ивановна:
— А еще, например, учитель на уроке информатики рассматривал элементы теории вероятности на примере мультфильма “Приключения капитана Врунгеля”. Учитель физики вместе с учениками определял, как с помощью законов динамики можно объяснить частые аварии на одном из поворотов городских улиц.

— Какие известные педагоги-ученые выступили?
Наталья Владимировна:
— Лекции читали известные педагоги-ученые, Заслуженные учителя РФ: М. В. Богуславский, М. Н. Арцев, Е. Е. Шестернинов,  Ю. И. Глазков. Во всех выступлениях красной нитью проходила мысль о том, что современное поколение детей требует другого подхода в обучении, других приемов и методов работы,  роль учителя как наставника уходит в прошлое. Мир стремительно меняется, и школа не может оставаться в стороне от этих перемен. Одно из главных направлений развития современной школы — это  цифровизация образования.
Весь материал, предлагаемый нашему вниманию, был весьма интересен и актуален. Особенно познавательны  для нас были лекционные материалы по следующим проблемам: особенности современного урока, организация проектной и исследовательской деятельности учащихся,  применение современных образовательных технологий, методика проблемного обучения, интеграционные процессы в образовании, цифровое образование, роль педагога  в развитии творческой личности.
Надежда Ивановна:
— Конечно, самое большое впечатление на нас произвело выступление легенды педагогической науки — автора гуманной педагогики,  академика Российской академии образования, доктора психологических наук, профессора Шалвы Александровича Амонашвили . Он посвятил занятие духовно-философским основам гуманной педагогики. Есть реклама, в которой говорится: «Бери от жизни все!». Для гуманной педагогики это в корне неверно: напротив, нужно отдавать жизни все. Но такой рекламы у нас, к сожалению, нет…  Эти и многие другие высказывания лектора заставили каждого участника задуматься над вопросами: кто я здесь? зачем я здесь? откуда я пришел? куда я направляюсь?

— В каких образовательных центрах вы побывали?
Надежда Ивановна:
— Мы познакомились с опытом школы № 2 006 по теме «Эффективные интеграционные процессы в столичном образовании» (директор В. А. Илюхина); школа № 1 409 показала систему работы по теме «Роль педагогики успешности в развитии интеллектуальных и творческих способностей учащихся» (директор И. В. Ильичева); в лицее № 17 г. Химки (директор Л. А. Куманяева) мы увидели, каковы особенности организации проектной деятельности учащихся по предметам естественнонаучного цикла.
Наталья Владимировна:
— Московские школы — это просто другой мир, не школы, а центры образования. В их состав входят, как правило, подразделение дошкольного образования, общеобразовательная школа, центр предпрофильного и профильного обучения, центр развития творчества, психологическая служба, блок дополнительного образования. В подобных центрах все сделано для того, чтобы ребенок пришел и захотел учиться. Кстати, находятся ученики в такой школе целый день, потому что множество студий, кружков и секций позволяют обеспечить занятость по максимуму. В кабинетах теле-, видеоаппаратура, несколько компьютерных классов, лабораторно-практическое оборудование.

— Вы сказали, что была организована  интересная культурная программа …
Наталья Владимировна:
— Да, программу конкурса удачно дополнила культурная программа, включающая в себя посещение МХАТ имени М. Горького. Мы насладились представлением одной из самых знаменитых, остроумных и увлекательных пьес Уильяма Шекспира «Укрощение строптивой» (постановка Валерия Беляковича). Посетили государственную Третьяковскую галерею, где представлены шедевры русского искусства XI — начала XX веков. В сопровождении экскурсовода прогулялись по историческим местам столицы.

— Как к вашей победе отнеслись коллеги, ученики и их родители?
Надежда Ивановна:
— Все искренне порадовались за нас, сердечно поздравили и высказали пожелания дальнейших творческих и профессиональных успехов.

— И последний вопрос. Что дало вам участие в этом конкурсе?
Наталья Владимировна:
— Я поняла, что работаю в правильном направлении, реализуя в преподавании связь своего учебного предмета с другими. А самое главное, на любом конкурсе очень многое дает общение с коллегами. Делясь опытом и слушая других, понимаешь, как много замечательных профессионалов есть в нашей среде.
Надежда Ивановна:
— Мотивацию к дальнейшему профессиональному росту. Многому научилась у коллег, на своих уроках буду внедрять новые приемы и техники преподавания, поделюсь находками с коллегами в школе и районе.

— Спасибо, и дальнейших творческих успехов вам!
Беседовала
Татьяна  Князева.