Возврат, обмен или замена?

+ 0
+ 0
Общество / 31.03.2020 15:45

В аптеках нередко можно увидеть объявления о том, что купленные лекарства обмену и возврату не подлежат. В большей части случаев у аптечных организаций действительно есть юридические основания для отказа от возврата или обмена, но только качественного товара.

0 579


В соответствии с постановлением правительства Российской Федерации, утвердившим «Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации» (Перечень), приобретенные гражданами лекарственные препараты надлежащего качества не подлежат возврату или обмену.
По смыслу указанных документов возврату и обмену не подлежат товары надлежащего качества, которые относятся к продовольственным товарам, лекарственным препаратам, к товарам для профилактики и лечения заболеваний в домашних условиях; которые являются предметами санитарии и гигиены, медицинскими инструментами, приборами, аппаратурой, средствами гигиены полости рта, предметами по уходу за детьми, предметами личной гигиены (зубные щетки, расчески, заколки, бигуди для волос, парики, шиньоны и другие аналогичные товары), парфюмерно-косметическими товарами. Не подлежат возврату и обмену изделия и материалы, контактирующие с пищевыми продуктами, из полимерных материалов, изделия швейные и трикотажные бельевые, изделия чулочно-носочные, линзы очковые, продаваемые некоторыми аптеками.
Товар, не включенный в перечень, подлежит обмену по основаниям (не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации), указанным в статье 25 Закона РФ «О защите прав потребителей»,  при условии, что не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки. Желательно иметь товарный или кассовый чеки либо иной, подтверждающий оплату указанного товара, документ. Однако отсутствие у потребителя документа, подтверждающего оплату товара, не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания. Потребитель имеет право на обмен непродовольственного товара надлежащего качества в течение четырнадцати дней, не считая дня его покупки.
А как быть, если товар ненадлежащего качества?
Безусловно, аптечная организация обязана принять товар ненадлежащего качества. Прямого определения понятия «ненадлежащее качество» в законе нет, но приводятся формулировки понятий «недостаток» и «существенный недостаток».
Недостаток товара  — несоответствие товара или обязательным требованиям, предусмотренным законом в установленном им порядке, или условиям договора (при их отсутствии или неполноте условий обычно предъявляемым требованиям), или целям, для которых товар такого рода обычно используется, или целям, о которых продавец был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию.
Существенный недостаток товара  — неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки. Таким образом, товар ненадлежащего качества — это товар, имеющий «недостаток» или «существенный недостаток».
В случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, потребитель по своему выбору вправе потребовать:  замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула); на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены; соразмерного уменьшения покупной цены; незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом; может отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.
Учитывая изложенное, возврат (замена) товаров, в том числе реализуемых через аптеки, может быть осуществлен в следующих случаях:  потребителю был продан товар ненадлежащего качества; потребителю не была предоставлена продавцом возможность незамедлительно получить информацию о товаре, изготовителе; нарушен порядок отпуска лекарственных препаратов, предусмотренный нормативно-законодательными актами, а именно: рецептурный препарат продан без рецепта; при ошибке со стороны фармацевта в наименовании товара или в дозировке лекарственного средства.
Недостатками лекарственных препаратов, медицинских изделий можно считать: истекший срок годности, отсутствие обязательной информации, несовпадение серии и срока годности на упаковке и препарате, отсутствие инструкции по применению препарата; несоответствие описания препарата в инструкции фактическому цвету, запаху, форме, размеру, консистенции и иным показателям препарата; наличие в упаковке брака: сколы, негерметичность, смазанная полиграфия.
Будьте внимательны при покупке лекарственных препаратов, проверяйте правильность расчета, наименование товара, целостность упаковки, срок годности, не отходя от кассы, требуйте проверки приборов в вашем присутствии (если это технически возможно), не требуйте продажи рецептурных препаратов без наличия у вас необходимых документов, чтобы не создавать проблем ни себе, ни работникам аптеки. При оформлении претензии к продавцу обратите внимание на смысловую разницу слов «замена» и  «обмен». Слово «замена» используется при требовании в отношении некачественного товара, слово «обмен» — при требовании в отношении качественного товара.
Т. Калинина, юрисконсульт филиала  ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии
в Кировской области» в Юрьянском районе».