Пока коротки весенние оттепели

+ 5
+ 1
Общество / 17.03.2020 13:37

Климат в наших краях, утратив свой континентальный характер, принес нам не только дождливое лето, но и теплую зиму. Случившиеся в ноябре заморозки сначала дали лесозаготовителям повод для оптимизма, но декабрьские и частично январские  хляби  поставили большой жирный крест на их ожиданиях с максимальной отдачей провести зимний лесозаготовительный сезон.

0 624


— Сейчас нам остается надеяться на март, ведь едва начавшийся сезон лесозаготовок придется скоро заканчивать, поэтому в оставшиеся три-четыре недели нужно постараться заготовить и вывезти как можно больше свежего леса, — говорит мастер ООО «Агролесторг» Ю. В. Ивонинский (на снимке).
По словам Юрия Владимировича, дороги в сторону зимних делянок силами предприятия начали прокладывать еще с прошлой весны. Основную часть этих работ провели в октябре, что позволило заехать в лес к концу ноября. Основой для «дорожной карты» демьяновских лесозаготовителей служит магистраль, в основе которой лежит старый лузский тракт. От него в сторону делянок ведут несколько дорог, которые поддерживаются в надлежащем состоянии. Поэтому еще в конце февраля по ним можно было проехать на легковом автомобиле. Проведенное два года назад обследование показало, что со временем качество древесины в арендуемых предприятием лесах заметно снизилось, что ставит перед руководством предприятия довольно непростые задачи.
— Нам необходимо уже сейчас позаботиться о том, чтобы проводимое лесовосстановление смогло обеспечить достаточные запасы древесины в будущем, к тому же она должна быть доступной в любое время года. Сейчас у нас в аренде в шаговой доступности находится достаточно много сухих перестойных лесов с большим процентом гнилой древесины, а за качественным лесом надо будет вести дороги в дальние кварталы, пробираться по неудобицам. Это, в свою очередь, неблагоприятно сказывается на сроках, качестве и конечной цене сырья. Для того чтобы исправить ситуацию, нужен грамотный подход и десятки лет работы, — характеризует положение дел Юрий Владимирович.
В последнее время немало хлопот на лесозаготовке доставляет лиственная древесина, в частности осина. В свое время в леспромхозах, где старались выполнить план по «хвое», ее обходили стороной, зато сейчас проблема с уборкой наследия прошлого встала в полный рост. Сроки ее вырубки, по правилам лесопользования, давно миновали, и сейчас эти перестойные деревья служат препятствием при заготовке в хвойных лесонасаждениях. Приходится заниматься трелевкой огромных полусгнивших осиновых стволов, затраты при этом возрастают и снижается выход делового пиловочника.
В целях сокращения расходов на доставку леса с делянок, пока есть хорошие дороги, его укладывают в штабеля на промежуточных складах, расположенных поближе к основной трассе. Это дает возможность сократить плечо вывозки и поберечь лесовозы. Кстати, совсем недавно на этом предприятии появились две новые, задействованные на вывозке леса машины. Их водители максимально используют возможности современной техники, стараясь сделать как можно больше рейсов, ведь в конце февраля — начале марта темнеет уже не так быстро.
Мой собеседник остановил машину возле недавно начатой делянки, находящейся в районе речки Ножевицы. Здесь запасы спелого леса, возраст которого оценивается восемью десятками лет, превышают четыре тысячи кубометров. В нынешнем году этот элитный по своему качеству лес надо освоить полностью. Мастер поясняет, что  хотели его приберечь до лучших времен, но в ходе таксации участка обнаружилось, что деревья, стоящие на краю вырубов, начинают подсыхать, и медлить с освоением начатой лесосеки нецелесообразно.
В иных обстоятельствах здесь руководствуются принципом рачительности, и если есть в хозяйстве лакомые, легко дающиеся куски лесного пирога, то их обычно приберегают на будущее, но сегодня, в короткий лесозаготовительный сезон, лес с этой делянки пригодился как нельзя кстати. В считаные минуты сортиментами был наполнен лесовозный прицеп, и машина двинулась туда, где уже начинают подводить итоги нынешнего урожая «зеленого золота».
Николай Липатников.Фото автора.