Хлеб с палочками да чай с еловичками

+ 0
+ 0
Общество / 18.01.2020 15:23

Приближается 75-летие Победы в Великой Отечественной войне. Мне хочется рассказать такую историю.

0 623


Моя бабушка Головкина Матрена Матвеевна жила на Мале Щеткинского сельского совета. Ее мужа арестовали в 1937 году и судили как врага народа  (реабилитирован в 1989-м).  Бабушка осталась одна с четырьмя детьми: Тоня десяти лет, Миша — восьми, Нина — шести и трехлетняя Шура.
Когда началась война, в деревню стали привозить эвакуированных. К Матрене Матвеевне поселили семью из города Белая Церковь — Клаву с детьми Валей и Юрой. Муж-летчик воевал.
Жили очень дружно. Бабушка научила женщину топить русскую печь, стряпать пироги. Клава, как и все, работала в колхозе, даже жать у нее получалось. По вечерам она шила одежду для деревенских жителей на бабушкиной машинке. В уплату приносили картошку, муку, молоко, кто что мог. А еще она учила вязать маму, ее сестру и свою дочь Валю. Когда у девочек не получалось, она не ругала их, а приговаривала: «Карусели вы, карусели…». Маленький Юра очень любил деревенский хлеб из ячменной муки, которую не просевали, чтобы было больше. Его называли «хлеб с палочками».
Когда их отец после ранения приехал навестить семью, он привез белый хлеб, пряники, конфеты. Накрыли общий стол. Но как-то так получилось, что бабушкина семья уселась с одного краю, а эвакуированная — с другого. Юра взял кусок хлеба и стал двигать его в сторону бабушки, приговаривая: «Давайте меняться». Все засмеялись, ведь угощение было общим, а Юра заплакал. Он же хотел «хлеба с палочками».
Еще мама рассказывала, что все они, дети, любили пить чай с еловиками. Добавят в кипяток немного молока, а вместо сахара — грибы.
Когда закончилась война, Иван приехал и забрал своих родных. Они снова вернулись в Белую Церковь, но бабушку не забывали. Писали письма, слали посылки. Первая из них была с фруктами. В дороге они все сгнили, но дети все равно хоть хвостики пооблизывали, ведь у нас в то время ничего не было. А на Украину, в ответ, отправляли посылки с грибами.
В 1964-м пришло письмо с фотографиями. Клава писала: «Матрена Матвеевна, получили вашу посылку, пили чай с еловиками и вспоминали, как жили с вами в войну на Мале». Последние письма были в 80-х годах. Потом бабушки не стало, да и Клавдия, кажется, ослепла. На этом связь и прекратилась.
А маме наука Клавдии впоследствии очень пригодилась: вязала она хорошо, в том числе и крючком. В доме у нас красовались скатерти, накидки на подушки, подвесы. Даже шторы на окна были вывязаны крючком.
А. Савина. с. Октябрь. Фото из семейного архива.