Жить по совести

+ 0
+ 0
Общество / 26.11.2019 08:42

— Не стану врать, не было у меня такой заветной мечты — стать учителем, посвятить себя педагогическому труду…

0 111

Могла стать, к примеру, и медиком, если б  крови не боялась. Так что этот выбор оказался случайным, — говорит моя собеседница К. Е. Осташова в привычной для нее манере рассуждать обо всем прямо и начистоту, без особых прикрас, касаясь только  сути дела.
Капитолина росла в дружной семье. Отец Евграф Михайлович работал начальником почты, затем бухгалтером в школе. Мама Наталья Степановна была домохозяйкой, кроме Капитолины было еще двое детей.  Когда девочке исполнилось пять лет, в 1944 году, отец умер. Мама пошла работать техслужащей — сначала в школу, потом на станцию Пинюг, в то время там располагался отдел связи, где были телеграф и телефон. Кроме уборки помещения иногда заменяла телефонистку. Замуж она так и не вышла, возможно, потому, что дети даже и слышать не хотели о том, что в их семье появится какой-то новый мужчина.
Учиться Капитолина начала в 1947 году, младшему брату Михаилу тогда исполнилось три года, а старшей сестре Ренате уже было 14 лет. Сначала она ходила в школу, что числилась за лестранхозом и располагалась в рабочем бараке. В четвертом классе училась в школе, что была в одном из зданий на привокзальной площади. Наконец, в 1953 году в Пинюге, на улице Седьмого Съезда, была выстроена добротная десятилетка.
— К моему большому сожалению, сегодня это здание все больше и больше приходит в запустение. Сколько я ни писала, сколько ни билась, чтоб его сохранить в рабочем виде, все оказалось бесполезным, — с горечью говорит Капитолина Евграфовна.
В ее памяти эта школа навсегда останется местом, с которым связаны самые лучшие воспоминания. К ним, как часто это у нее случается, подмешиваются и чисто практические соображения. Жаль ей не только светлых классов и коридоров, наполненных когда-то шумом и гамом радостных детских голосов, но и котельной с системами отопления, водоснабжения, канализации — все это строилось, добывалось с большим трудом и вот сейчас оказалось никому ненужным. А ведь было когда-то совсем другое время…
В 1957 году, закончив десять классов, она уехала на два года в город Советск, чтобы получить специальность учителя начальных классов. Вспоминает, что в то время много внимания уделяли не только формированию профессиональных навыков, но и стремились развивать в молодых педагогах любовь к искусству, стремление к прекрасному: учили играть на музыкальных инструментах, читали увлекательные лекции о строении Вселенной, тайнах космоса. Словом, старались воспитывать в них настоящих гуманитариев. Это было, пожалуй, главным для нее уроком — учитель должен не просто доносить до своих учеников определенные знания, а обязан быть человеком с большой буквы, глядя на которого дети могли бы постигать мораль, учиться нравственности, подражать самым лучшим качествам. В то время говорили, что учитель — это высокое звание, которое необходимо было не только заслужить, но и оправдать всей своей жизнью.
Когда она вернулась домой и начала преподавать, то старалась не забывать об этом. Кроме уроков активно вовлекала детей во внеклассную работу, где было и творчество,  и общественно полезный труд,  который она считала главным средством в воспитании подрастающего поколения, и формирование патриотических чувств юных граждан.
Кстати, была вероятность того, что в родной Пинюг она могла и не вернуться. По окончании училища ее распределили в Слободской, но мать упросила руководство оставить Капитолину там, где она родилась.
— Особенно мне запомнился тот самый первый класс, с которого и началась моя педагогическая деятельность. Наверное, потому, что тогда я вложила в детей всю свою душу, мы продолжали жить все годы обучения как одна большая дружная семья. И до сих пор так живем, встречаемся, переписываемся, всегда справляемся о делах друг друга, хоть уж столько времени прошло, — вспоминает моя собеседница.
Узы дружбы, что связывали молодую учительницу со своими воспитанниками, простирались гораздо дальше стен школьных коридоров. После уроков, в выходные дни ученики старались быть рядом с наставником — что-то изобретали, сдавали собранный металлолом, макулатуру. На вырученные деньги купили однажды кукольный театр, заплатили за него целых триста рублей, а потом распределяли и разучивали роли. Затем вместе ездили в Пушму и Октябрь, в детские сады, где давали веселые представления для дошколят и их родителей.   
В 1965 году она поступила на заочное отделение Кировского педагогического института по специальности учитель истории. Окончила его, когда вся страна праздновала столетие со дня рождения В. И. Ленина, то есть в 1970 году. А первого апреля 1971 года молодая учительница пришла преподавать в только что построенную в Пинюге школу. Тогда необходимость еще одного школьного здания диктовалась тем, что к концу шестидесятых в поселке насчитывалось около 1 300 детей, и для их обучения требовались новые просторные классы. Когда все было готово, состоялся торжественный переход школьников из одного здания в другое. Поскольку сам поселок находится по обе стороны железной дороги, появилась возможность делить учащихся по территориальному признаку, тогда это коснулось всех, кроме выпускного класса. Так что свой новый этап на педагогической стезе сегодняшняя юбилярша начала в новом учебном здании.
Уже через четыре года, когда директор школы Михаил Иванович Зайков получил новое назначение, руководство района предложило молодому специалисту взять бразды правления в свои руки. Это был очень сложный момент в жизни, потому что к такому повороту она была не готова. Хотела быть просто учителем, заниматься любимым делом, а ей предлагали хлопотную и ответственную должность.
— Ночи не спала, площадь привокзальную всю шагами измерила, но в итоге пришлось согласиться, — рассказывает ветеран педагогического труда.
Школы строительные организации нередко сдавали с массой недоделок. Адаптировали их к нуждам учебного процесса уже потом, и все эти проблемы приходилось решать директору. Котельная, прачечная, интернат — все это числилось у строителей в «черновиках», начисто переписывать за них эти «контрольные работы» приходилось новому начальству.
В районе прекрасно понимали, что с такими задачами может справиться только ответственный и энергичный руководитель, и ей нужно было оправдывать оказанное доверие. Всему пришлось учиться заново, а помогали в работе практический ум и хватка, прямота в суждениях и отстаивание своей позиции по принципиальным вопросам, невзирая на существующие авторитеты. Хозяйственная деятельность и административная работа поглотили все свободное время, и Капитолина Евграфовна, как личность, не терпящая компромиссов, посвятила себя новому делу целиком. Требовала, настаивала, выбивала положенные и неположенные фонды.
— Конечно же, я была не одна, много помогали и районные власти, и особенно руководители местного леспромхоза Юрий Михайлович Липатников, Николай Аркадьевич Злобин, — рассказывает моя собеседница.
 Лесное предприятие, школа и железная дорога — вот три кита, на которых всегда держалась жизнь в ее родном поселке. Как директор школы Капитолина Евграфовна всегда следила за тем, чтобы ее ученики воспитывались в труде. Часто на подаренном леспромхозом автобусе они выезжали с ребятами, чтобы помочь предприятию проводить лесовосстановление. Школьники с удовольствием высаживали саженцы сосен и елей, чувствуя, что они занимаются полезным делом. Не обходилась без пинюгских  учеников и уборка урожая в сельхозпредприятиях района. В колхозе “Октябрь” они мололи хвойную муку, в Щеткинской ГСИС заготовляли еловую лапку. Едва в школе звучал последний майский звонок, как ребята уже записывались в стройотряд, который мог, к примеру, поехать в Яхреньгу для того, чтоб работать на производстве печных кирпичей. Школьники месили глину, заливали формы, обжигали заготовки, затем продукция расходилась по всему району, а ребята получали свою первую заработную плату. Хозяйственная деятельность в школе, такая как колка дров для котельной, влажная уборка школьных помещений, также держалась на старшеклассниках.
На вырученные деньги организовывались экскурсии по стране: ребята расширяли свой кругозор поездками в Москву, Ленинград, Волгоград, Краснодон, посещением различных исторических и культурных объектов в областном центре.
Общественная и партийная деятельность становилась все шире. Капитолина Евграфовна была избрана депутатом местного, районного, а затем и областного представительных органов. Ее заслуги по достоинству оценивались благодарностями и грамотами, различными наградами и званиями. Но ко всему этому она относилась довольно спокойно, не позволяла себе «забронзоветь», чтобы не навредить делу. Держать прямую связь с людьми, спрашивать с себя и подчиненных — для нее было всегда важнее любых регалий.
Многим известна эта женщина своей прямотой, напористостью, активной жизненной позицией, неравнодушием к судьбе своей малой родины и страны.
— Вот написала Геннадию Андреевичу Зюганову письмо, в котором попросила его мобилизовать депутатов от КПРФ на работу по устранению последствий наводнения в Иркутской области. Да времена сегодня сами знаете какие — получила какую-то отписку, — сетует кавалер медали ордена «За заслуги перед Отечеством» и почетный гражданин района.
Новые времена никак не повлияли на принципиальность Капитолины Евграфовны и ее стремление изменить жизнь к лучшему. Она по-прежнему считает себя гражданином того, прежнего, советского государства, в котором всегда находилось место для человека, у которого есть совесть.  
Николай Липатников.
Фото из семейного архива.


Похожие материалы