Отстаиваем свои интересы

+ 0
+ 1
Общество / 05.11.2019 09:08

По статистике каждый второй из нас минимум раз в жизни сталкивался с нарушением своих потребительских прав. Это данные соцопросов, а фактически число пострадавших гораздо больше: многие даже не догадываются, что в некоторых обидных ситуациях можно вполне успешно отстоять свои права и получить компенсацию или хотя бы избежать потерь. Мы собрали самые важные и полезные правила, которые обязательно вам пригодятся, а также советы, как грамотно себя вести, чтобы оказаться в выигрыше с наименьшими затратами времени и нервов.

0 85


Покупаем по ценнику
Многим покупателям знакома одна из самых частых уловок: на кассе выясняется, что в ценнике «старая» цена, а товар подорожал,  в чеке будет другая сумма. Не расстраивайтесь: вы имеете полное право заплатить столько, сколько указано на ценнике. Если кассир не готов решить вопрос в вашу пользу, просите пригласить менеджера магазина и цитируйте: согласно  Закону РФ «О защите прав потребителей» (статья 10) продавец обязан своевременно предоставлять покупателю необходимую и достоверную информацию о цене товара; правила продажи отдельных видов товаров (пункт 19) требуют, чтобы магазин обеспечил единообразные и четко оформленные ценники. Все ошибки, включая «устаревшую» стоимость на ценнике, — это проблемы магазина, которые покупателя не касаются.
Сдаем некачественный товар без чека
Это полезная «подстраховка» на случай, если вы забыли взять чек в магазине, не сохранили его или потеряли и только потом обнаружили дефект покупки. Ссылаемся на пункт 5 статьи 18 Закона РФ «О защите прав потребителей»: отсутствие у покупателя кассового или товарного чека не является основанием для отказа в удовлетворении его требований. Факт покупки можно подтвердить любыми другими доказательствами: свидетельскими показаниями, фирменной упаковкой, этикеткой, гарантийным талоном и так далее.
Требуем возврата денег после окончания гарантии
Потребитель может предъявлять претензии, если производственные дефекты товара обнаружились после окончания гарантии, но в пределах двух лет со дня покупки (пункт 5 статьи 19 Закона РФ «О защите прав потребителей»).  
В данном случае продавец вправе потребовать заключение независимой экспертизы, подтверждающее, что недостатки возникли до передачи товара покупателю, то есть являются скрытым производственным браком. Если экспертиза докажет это, магазин будет обязан компенсировать покупателю ее стоимость. Поэтому на практике нередко продавцы проводят экспертизу сразу за свой счет либо вовсе не настаивают на ней. Обратите внимание: в любом случае экспертиза должна быть независимой, ее не могут произвести сотрудники самой торговой фирмы.
Бесплатный ремонт без гарантийного талона
Как и в случае с чеком, пункт 2 статьи 16 Закона РФ «О защите прав потребителей»  запрещает отказывать в гарантийном обслуживании по причинам, не связанным с недостатками товара. Отсутствие гарантийного талона — пример такой причины. Поэтому обращаемся в гарантийную мастерскую  либо сервисный центр, а подтвердить, что гарантия еще не истекла, можно  кассовым (товарным) чеком с датой покупки, свидетельскими показаниями и иными доказательствами.
Требуем подменный товар
Это правило касается товаров длительного пользования, в первую очередь, бытовой техники, гаджетов и т.п. Если вы сдаете такой товар в гарантийный ремонт, то в соответствии с пунктом 2 статьи 20 Закона РФ «О защите прав потребителей», изготовитель,  продавец либо уполномоченная организация обязаны при предъявлении потребителем указанного требования  в трехдневный срок безвозмездно предоставить потребителю на период ремонта товар длительного пользования, обладающий этими же основными потребительскими  свойствами, обеспечив доставку за свой счет.
Но следует иметь в виду, что имеется  перечень товаров, установленный правительством Российской Федерации, на которые указанное требование не распространяется.
Грамотно пользуемся “правилом 15 дней”
Это правило гласит: потребитель, купивший технически сложный товар и обнаруживший дефект, вправе обратиться за возвратом денег либо заменой на новый товар в течение 15 дней после приобретения. Если такой срок истек, возможен только ремонт, обычно поясняют продавцы. На самом деле это не вся правда.
Зачастую от покупателя скрывают, что такой порядок касается не всех технически сложных товаров, а строго определенного перечня. Все эти условия оговариваются в пункте 1 статьи 18 Закона РФ «О защите прав потребителей»: если приобретена техника из указанного перечня, то в ряде случаев потребитель вправе потребовать возврата денег либо замены на новый товар даже по истечении 15 дней после покупки. Это возможно, если  дефект является существенным, то есть его невозможно устранить либо он появляется повторно после предыдущего ремонта; техника сдана в ремонт, и он затягивается дольше положенного срока (максимальный срок ремонта не может превышать 45 дней), в течение каждого года гарантийного срока товар находится в ремонте более 30 дней.
Меняем товар надлежащего качества
В соответствии со статьей 25 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации. Воспользоваться таким правом можно в течение 14 дней, не считая дня покупки.
Обмен производится, если указанный товар не был в потреблении, сохранен его товарный вид, ярлыки, этикетки и т.п. В случае, если аналогичный товар  отсутствует в продаже  на день обращения потребителя к продавцу, потребитель вправе отказаться  от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной денежной суммы за товар. Требование потребителя подлежит удовлетворению в течение трех дней со дня возврата указанного товара. На практике некоторые магазины сейчас добровольно продлевают срок обмена/возврата до 30 дней, так что уточняйте у продавцов при покупке.
Важно знать: имеется перечень товаров, не подлежащих обмену по вышеуказанным основаниям.
Когда требовать неустойку
Договор купли-продажи, предусматривающий обязанность   предварительно оплатить товар, должен содержать условие о сроке передачи товара потребителю. В случае просрочки передачи товара ссылайтесь на пункт 3 статьи 23.1 Закона РФ «О защите прав потребителей» и требуйте неустойку (пени) 0,5 прцента от суммы предоплаты за каждый день просрочки. Такая неустойка начисляется до дня передачи товара, но ее сумма не может превышать сумму предварительной оплаты товара.
Права при дистанционном способе продажи товаров
В соответствии с пунктом 4 статьи 26.1 вышеназванного Закона, потребитель вправе отказаться от товара при дистанционном способе продажи в любое время до его передачи, а после передачи —в течение семи дней. В случае, если информация о сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент доставки товара, потребитель вправе отказаться в течение трех месяцев с момента передачи товара. Товар не должен быть в употреблении и сохранен его товарный вид. Исключение — товары, которые обладают индивидуально-определенными способами и могут быть использованы только самим заказчиком. Как правило, это вещи, изготовленные по конкретному заказу, поэтому отказаться от них нельзя. При отказе потребителя от товара продавец должен возвратить ему денежную сумму, уплаченную по договору в десятидневный срок, за исключением расходов продавца на доставку от потребителя возвращенного товара.
Если исполнитель нарушил сроки
При заказе каких-либо услуг или работ, например, установка пластиковых окон, изготовление мебели, ремонтные работы и другие, потребители часто сталкиваются с нарушением сроков выполнения.
Закон предусматривает неустойку за каждый день просрочки выполнения работ (оказания услуг) — три процента от стоимости заказа (пункт 5 статьи 28 Закона РФ «О защите прав потребителей»). Сумма взысканной неустойки не может превышать  цену  отдельного вида выполнения работы (оказания услуги) или общую цену  заказа. На практике нередко бывает проще договориться с исполнителями о снижении платы за работу на сумму неустойки, то есть фактически о предоставлении скидки из-за нарушения сроков выполнения работ.
Если вещь испортили
Это правило подойдет для  химчисток, прачечных, ремонтных мастерских, ателье и прочих мест, куда мы сдаем свои вещи для каких-либо манипуляций с ними. Согласно статье 35 Закона «О защите прав потребителей», в случае полной или частичной утраты (повреждения) материала (вещи), принятой от потребителя, исполнитель обязан в трехдневный срок заменить однородным материалом (вещью) аналогичного качества, а при отсутствии — возместить двукратную цену утраченного (поврежденного) материала (вещи). Если вещь не была оценена при оформлении заказа, то ее стоимость можно определить путем экспертизы.
Т. Калинина,
юрисконсульт филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Кировской области» в Юрьянском районе.  


Похожие материалы