Хотелось сохранить их имена на долгие годы

+ 1
+ 2
Общество / 14.05.2019 09:26

Увековечивание памяти тех, кто ушел на войну и не вернулся, не теряет своей актуальности. Необходимость вспомнить всех поименно заставляет энтузиастов-краеведов вновь и вновь обращаться к документам и архивам, чтобы отыскать неизвестные имена и сделать их достоянием общественности.

0 591

В 2015 году в селе Утманово, возле памятника, воздвигнутого в честь утмановцев, участвовавших в Великой Отечественной войне, по инициативе ветерана труда Г. И. Поникаровского было начато строительство Стены  памяти, на которой сегодня выгравированы имена практически всех, кто в военное время был призван на защиту своей Родины из этого сельского округа. Наш корреспондент Николай Липатников поинтересовался у местного краеведа и почетного члена Подосиновского общества изучения родного края о том, как ему удалось воплотить в жизнь эту идею.
— Геннадий Иванович, расскажите с чего все началось?
— В августе 2013 года я и работники музея, под руководством его директора Пластинина А. Н., совершали поездку, целью которой было изучение древних городков в соседнем Кичменгско-Городецком районе. Заехали в очень живописное село Аргуново, где на меня огромное впечатление произвело не столько восстановление двух местных храмов, сколько увековечивание имен своих земляков, принимавших участие в войне местными жителями.
И однажды я поделился своими мыслями с главой поселения Ириной Геннадьевной Мацьохой, спросил ее мнение о том, как сделать нечто подобное и в нашем селе. Сказал, что со своей стороны сделаю все возможное, чтобы список ушедших на фронт был наиболее полным. Оказалось, у нее тоже была подобная идея. Но где взять деньги? Тут и возникла идея поучаствовать в конкурсе проектов по поддержке местных инициатив. Близилось семидесятилетие празднования Великой Победы. Нужно ли говорить о том, что почти все жители нашего села полностью одобрили и поддержали эту идею.

— Чем именно вы занимались, работая над проектом?
— Когда стало ясно, что финансовая поддержка будет обеспечена, я с головой погрузился в работу над содержательной частью. Нужно было определиться с некоторыми нюансами по оформлению самой стены. Чтобы исключить путаницу с именами и отчествами, было решено отказаться от инициалов и писать их полностью. Надо было точнее определиться с границами трех сельсоветов, входивших в наш округ. Но главная трудность заключалась в том, что источники, с которыми мне пришлось работать, оказались неполными. Изначальный список состоял из 746 человек — это погибшие и без вести пропавшие. А вернулось сколько? Сразу же возник этот вопрос. Только по своему селу я знал пять человек, которые были участниками войны, но нигде не числились. И теперь эта проблема встала в полный рост. Никакого специального учета тех, кто ушел на войну, погиб или живым вернулся в родные места, а затем выехал за пределы района, не велось. Пришлось тщательно анализировать массу самых различных документов как довоенного, так и послевоенного периодов. К примеру, у меня в руках оказался список тех жителей нашего села, кто с началом войны в первую очередь подлежал мобилизации, к слову сказать, из них в живых остались лишь два человека. И это уже было кое-что, небольшая часть общей картины. Нужно было найти сведения о тех, кто после войны вернулся на родину. Все мои запросы в различные инстанции не принесли результатов. Я обратился за помощью к бывшему редактору районной газеты, ветерану войны Петухову А. П., который вел различную исследовательскую работу в этом направлении, но он сказал, что его запросы тоже оставались без ответа.
У меня имелись различные послевоенные списки жителей сельсоветов, но понять из них кто воевал, а кто нет — было невозможно. Разбираться с этим мне помогали бывший председатель Утмановского сельского поселения Рафаил Александрович Щипицин и старожил Большеромановского сельсовета Василий Анфиногенович Окуловский. В школьном архиве также нашлись кое-какие сведения, полезные для моей работы. Большую помощь в этой работе оказывала и моя жена — Анна Дмитриевна. Изучение фотодокументов сыграло свою немалую роль. Наконец, работа была завершена: к тому списку, что я уже упоминал, было добавлено еще 422 фамилии.

— Что сейчас из себя представляет мемориальный комплекс в Утманово?
— Кроме отреставрированного памятника установлены две массивные плиты, на них расположены 64 таблички с выгравированными именами. В общей сложности на все виды работ было затрачено 720 тысяч рублей. Немаловажен был момент и с выбором подрядчика. 9 мая 2016 года состоялось торжественное открытие обновленного памятника и стены, на котором присутствовали множество людей, первые лица района. Меня радует тот факт, что гости нашего села, молодежь приходят сюда с цветами и, вчитываясь в выгравированные имена, испытывают более глубокие чувства, чем прежде.  А приобретенный опыт указывает на то, что подобную работу надо продолжать.

— Спасибо за интервью.
Фото Н. Липатникова.