Как объединить историю и физику

+ 3
+ 0
Общество / 23.03.2019 11:20

Окончание прошлой недели «ознаменовалось» для демьяновских школьников неожиданным выходным: образовательное учреждение было занято проведением окружного научно-методического семинара. Впрочем, расслабиться, пользуясь этим обстоятельством, удалось далеко не всем учащимся, многим пришлось продемонстрировать свои знания и умения на показательных уроках. Но обо всем по порядку.

0 817

Педагоги Подосиновского района в течение нескольких лет участвовали в работе региональной инновационной площадки, посвященной проблеме реализации метапредметного подхода в образовательном процессе. Эту работу координировала Т. Г. Князева, методист института развития образования Кировской области, впоследствии успешно защитившая научно-квалификационную работу (диссертацию) по аналогичной теме. Опыт был накоплен немалый, достаточный, чтобы обсудить его с коллегами. Зримым результатом работы площадки стало учебное пособие под авторством Татьяны Геннадьевны, выпущенное в нынешнем году в издательстве «Веси» г. Кирова.
«Восхождение к метапредметности: способы достижения школьниками метапредметных результатов образования» — такой теме и был посвящен нынешний учительский форум. В нем, кроме специалистов Демьяновской школы, приняли участие их коллеги из Подосиновца, Заречья, Утманова, а также Лузы, Опарина и Кичменгского Городка. Делегации прибывали целыми автобусами, всего в мероприятии приняли участие 70 учителей самых разных специальностей.
 

Открывая семинар, к собравшимся обратился директор  образовательного учреждения С. Н. Мокиевский. Сергей Николаевич отметил важность и значимость методической работы в школе, указал, что участие педагогов в инновационной деятельности является важным условием их профессионального роста.
В своем выступлении Т. Г. Князева рассказала о вытекающих из новых стандартов образования  методологических подходах и требованиях к результатам образования. Наряду с предметными и личностными результатами от учителя требуется и достижение школьниками метапредметных результатов.
Дело в том, что школьники не всегда могут связать систему понятий одного учебного предмета с системой понятий другого. Но ведь мир, в котором живут наши дети, органичен и целостен. Чтобы понимать его и жить в нем, необходимо видеть взаимосвязи и точки соприкосновения разнородных, на первый взгляд, явлений. Именно поэтому современному учителю важно обеспечить изучение предмета как отрасли, являющейся частью системы общих знаний о мире. Метапредметный подход как раз и призван обеспечить целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития ребенка, преемственность всех ступеней образовательного процесса.
С опытом реализации новой методики командой учителей школы познакомила коллег Елена Михайловна Момотова, заместитель директора по научно-методической работе.
А затем демьяновские педагоги представили коллегам показательные занятия.

Наталья Николаевна Конева показала присутствующим, как можно ввести в предметное содержание урока английского языка в третьем классе по теме «Кем ты хочешь быть?» метапредметные понятия «Цель и задачи».
Марина Борисовна Акмирзаева и Елена Пантелеймоновна Мельникова на уроках русского языка у первоклассников и английского языка в шестом классе поделились опытом формирования у школьников коммуникативных навыков. Изучая волшебные слова, первоклассники учились сотрудничать друг с другом: слушать собеседника, вести диалог, планировать учебное сотрудничество с одноклассниками, оценивать действия друг друга,  точно выражать свои мысли. Снимая «фильм о русской масленице» на уроке английского языка, школьники показали готовность к коммуникации, для формирования которой учитель использует технологию живого общения с носителями языка.    
Используя краеведческий материал по Подосиновскому району и поселку Демьяново, тему «Сложение и вычитание чисел в пределах 100»  на уроке математики во втором классе раскрыла Марина Александровна Белова.
Возможности интеграции учебного материала физики и истории, позволяющей формировать мировоззрение, показали учителя Наталья Владимировна Обжилина и Надежда Ивановна Капустина на внеклассном занятии «Электрическая история». Объектом интеграции стал процесс  развития науки и техники второй половины 18 века и начала 19-го.
На уроках-исследованиях окружающего мира в третьем классе и биологии в шестом школьники учились универсальному способу получения знаний, а именно навыку исследования. В течение урока третьеклассники проверяли гипотезу о необходимости планирования семейного бюджета, а шестиклассники — о том, что покрытосеменные являются властелинами растительного мира. Учителям Людмиле Вениаминовне Бобровой и Светлане Владимировне Ногтевой удалось придать знаниям школьников личностно значимый смысл, создать условия для проявления активной позиции школьников на уроке.
Опытом моделирования и творческой реализации метапредметного учебного занятия курса внеурочной деятельности в пятом классе по теме «Открытие» поделилась Наталья Николаевна Бестужева. На примере проведения экспериментов с новым для пятиклассников математическим объектом — листом Мебиуса учитель организовала учебную деятельность не с целью передачи детям знаний, а с целью передачи им способов работы со знанием.
Завершился педагогический форум подведением итогов по предметам начальной и основной школ и общей оценкой мероприятия — рефлексией. А затем, на сцене актового зала, учащиеся школы представили гостям концерт.
Виктория Звездочетова.
Фото автора.

Похожие материалы