Пьедестал для любимой профессии

+ 1
+ 5
Общество / 08.12.2018 14:28

Недавно состоялся районный конкурс профессионального мастерства «Учитель года-2018». Главным отличием тринадцатого по счету состязания лучших педагогов  стало участие представителей учреждений дополнительного образования, поэтому конкурсанты боролись за победу в трех номинациях. Наша газета уже сообщала о том, в каких испытаниях участвовали восемь работников общеобразовательных и дошкольных организаций из Подосиновца, Демьянова, Пинюга и Октября, а также Дома детского творчества «Ровесник». Как проходил конкурс и кому вручены дипломы и ленты победителей? Об этом мой рассказ.

0 917


На радость почемучкам
После церемонии открытия в актовом зале Подосиновской средней школы остались только два педагога дополнительного образования вместе со своими болельщиками и судьями. Их ждало первое конкурсное задание — самопрезентация «Мое педагогическое кредо». Все остальные участники, зрители и члены жюри поднялись на третий этаж, в одном из кабинетов которого проходили два вида испытаний: методический семинар для учителей и мастер-класс — для учителей и воспитателей.
«Как сделать урок интересным и ярким?» — на этот вопрос ответила за отведенные регламентом двадцать минут преподаватель изобразительного искусства Н. Н. Белозерова (Демьяновская средняя школа). Наталья Николаевна знает 13 способов превратить в увлекательное любое занятие с детьми, она поделилась своим опытом с коллегами, приведя примеры из собственной практики. Навсегда избавиться от скуки ей помогают не только педагогические, но и чисто визуальные приемы, в том числе «яркий свитер вместо делового костюма». Впрочем, без эффектного  начала или необычной формы урока трудно удержать внимание класса, даже меняя свой внешний облик, ведь, как известно, по одежке лишь встречают. Однако в преподавательском арсенале сейчас есть цифровые технологии: видеопрезентация запомнится лучше, чем монотонное объяснение.  Но не мешает обзавестись и личным портфолио с информационными материалами по изучаемому предмету, в чем педагог уже второй год помогает своим ученикам. Кстати, если кто-то из них задал ей интересный вопрос, то она пожертвует планом урока, чтобы ответить почемучке, иначе интерес к новым знаниям может угаснуть.
Учитель Демьяновской школы-интерната Е. И. Бурдаева продолжила начатую тему, но уже в отношении чтения книг. Сегодняшнему ребенку стать настоящим читателем гораздо сложнее, поскольку вокруг масса других занятий, не требующих усилий ума и души. Поэтому прививать любовь к литературе необходимо методично и ненавязчиво, чтобы постепенно книга обрела статус постоянного спутника и приносила детям ни с чем не сравнимое удовольствие. Добиться такого результата поможет работа с книгой в паре, совместное чтение вслух с остановками для того, чтобы обсудить прочитанное, или игровые технологии, в том числе создание инсценировки, диафильма, викторины по книге. Кстати, именно игра позволяет получить наибольший эффект от занятия, считает Елена Ивановна. С ребятами она проводит уроки в форме КВН, использует в работе музыкальные фрагменты, аудио- и видеозаписи. А на «продленке» ежедневно устраивает час тихого чтения.
Как правило, юные книголюбы отличаются от своих сверстников грамотной речью, умением рассуждать и делать выводы. Без таких навыков трудно рассчитывать на успех не только в гуманитарных, но и в точных науках. Это еще раз доказала молодой учитель Октябрьской основной школы М. М. Савина. Начав преподавать математику в пятом классе, она столкнулась с недостаточным развитием речи у детей и поставила перед собой цель — дать почувствовать ученикам вкус к языку. Вы спросите, причем же тут ее предмет, это дело словесников. Но, не научившись кратко, четко, логически обоснованно формулировать свои мысли, школьники не усвоят математический язык, что осложнит им изучение геометрии и сдачу выпускных экзаменов, где требуется развернутый ответ. Поскольку развитие и совершенствование математической речи было темой ее дипломной работы, Мария Михайловна по-научному подошла к решению возникшей проблемы: составила на основе современных методик свои письменные и устные упражнения для ребят. Диктанты, защита проектов, комментирование ответов и даже математические сказки дают положительный результат, в том числе — на уроках русского языка и литературы.

Настольные чудеса
Как преподнести полезные знания и навыки в привлекательной обертке, не хуже школьных учителей знают воспитатели детских садов района. Поэтому их мастер-классы всегда удивляют какой-нибудь изобретательной новинкой, на миг возвращая в детскую пору открытий всех, кто в них участвует.  
На сей раз воспитатель детсада «Радуга» п. Пинюг Н. Ю. Злобина усадила шестерых желающих за столик в импровизированном кафе «Творчество и вдохновение». Вместо мороженого в ее креманках были «волшебные краски» радужных цветов, изготовленные из гуаши, муки, растительного масла и соли. «Холстами» для будущих картин послужили одноразовые тарелочки, а «кисточками» — деревянные шпажки и зубочистки. Руководимые Надеждой Юрьевной «художники» за несколько минут создали шесть оригинальных и ярких рисунков, не похожих один на другой. Воспитатель назвала целый ряд задач, которые можно решить при помощи этой нетрадиционной техники рисунка: развитие у дошколят художественного вкуса, чувства композиции и мелкой моторики,  выравнивание эмоционального состояния и другие. В конце занятия она раздала коллегам «шпаргалки» с рецептом «волшебных красок», и тут же посыпались идеи, где их можно еще использовать. Наверняка ноу-хау разойдется по району.
«Чудеса своими руками» — так назвала свой мастер-класс воспитатель детсада «Светлячок» п. Подосиновец Р. Н. Власова. Ее методика развития познавательного интереса у дошколят основана на эксперименте, не требующем ни лабораторных условий, ни материальных затрат. На столе перед шестью помощницами Розы Николаевны стояли стаканы с водой, растительным маслом, блюдечки с мукой, солью, перцем и пищевыми красителями. Оказывается, из этих обычных ингредиентов можно создавать невероятные вещи, к примеру, разноцветные светильники. Подобные опыты с водой, песком, бумагой, крупой позволяют малышам почувствовать себя первооткрывателями, а на их вопросы воспитатель всегда готова дать доступные ответы. Она увлекла экспериментированием не только дошколят, но и их родителей, охотно пополняющих «банк материалов» для опытов.
А вот музыкальному руководителю детсада «Сказка» п. Демьяново С. Н. Скобликовой для того, чтобы полностью завладеть вниманием детей, достаточно взять в руки две расписные деревянные ложки. Да и со взрослой публикой Светлана Николаевна  управилась мигом, всего за двадцать минут обучив коллег каскаду приемов игры на самом простом и распространенном ударном инструменте русского народа. Освоив «маятник», «тарелочку», «щелчок», «солнышко», «дроби» и другие коленца, педагоги через двадцать минут уже объединились в ансамбль ложкарей и умело аккомпанировали звучащей в записи плясовой. Такой блестящий результат увиденной методики доказал без слов, что с деревянной ложки лучше всего начинать приобщение детей к русской культуре и пониманию музыки.

Дерево с красными яблоками
Второй день конкурса начался в 8.30 утра. Учителя в школе райцентра давали открытые уроки, а воспитатели проводили педагогическое мероприятие с дошколятами в детсаде «Подснежник». Тем временем две конкурсантки из ДДТ «Ровесник» защищали перед жюри свои общеобразовательные программы, а затем пригласили нас на вводное занятие  с воспитанниками. Поскольку Год добровольца отсчитывает последние недели, хотелось бы поделиться впечатлениями от встречи с руководителем волонтерского отряда «3D: Делай Добрые Дела» А. В. Окуловской.  
Педагог-организатор ДДТ спросила подростков: «Что же такое доброта?». Впрочем, по мнению Анастасии Валерьевны, исчерпывающий ответ на этот вопрос не найдешь даже в Википедии. Да и нужно ли его искать? Гораздо лучше сделать самому что-нибудь хорошее не для себя, а для других. Собственно этим и занимаются волонтеры планеты Земля, объединенные главным принципом: «Помоги слабому». Что касается волонтерских отрядов нашего района, то с ними и их деятельностью собравшихся познакомили в общих чертах видеоролики, созданные школьниками из Демьянова и райцентра. Каким должен быть тот, кто хочет вступить в такой отряд, помогло определить коллективное задание: расшифровка слова «доброволец», где каждая буква обозначала одно из лучших человеческих качеств. Чтобы написать названия на бумаге, хватило нескольких минут, а вот проявить доброту, ответственность, решительность и отзывчивость в жизни удается, к сожалению, не так часто, как хотелось бы. Задуматься об этом заставил пронзительный по содержанию социальный ролик, смысл которого в том, что наше равнодушие к чужой беде — это бумеранг, чей удар рано или поздно застанет нас врасплох и может оказаться непоправимым.
Завершая серьезный разговор, Анастасия Валерьевна подвела своих юных собеседников к выводу о сути работы волонтеров, получающих прекрасную возможность менять мир к лучшему прямо сейчас. А зримым результатом общения стало нарисованное дерево, к которому требовалось прикрепить зеленый листок, цветок или яблоко в зависимости от того, в какой степени затронула каждого обсуждаемая тема. Дерево оказалось увешенным красными яблоками, то есть  всем участникам занятия захотелось попробовать себя в роли волонтера.

Главное - не победа...
Сколько бы раз ни доводилось бывать на закрытии «Учителя года», всегда охватывает радостное волнение и гордость за финалисток. По внешнему виду этих дам в шикарных вечерних платьях не скажешь, что они только что прошли  изнурительный марафон, отнюдь не двухдневный, ведь подготовка к конкурсу начинается задолго до начала. И когда они успели сделать очаровательные прически и макияж, если еще в первой половине дня сдавали профессиональный экзамен? Очевидно, тот пьедестал для любимого дела,  каким по сути и является педагогический конкурс, не позволяет с более низкой шкалой требований подойти к себе. И неважно, ждет на финише лента победителя или нет, когда добровольно становишься центром внимания своих коллег, учеников, друзей и родных. Такой отважный шаг уже можно считать победой, потому что всего труднее преодолеть именно себя самого.
Еще раз пережить яркие моменты конкурса дал возможность видеоролик, снятый руководителем студии «Клип» Н. Н. Семенюк и ее учениками. И вот, наконец, церемония награждения! Ее провели начальник управления образования  района М. Ф. Окуловская и председатель районной думы и совета директоров школ С. Н. Мокиевский.
Трижды выходила получать награды учитель математики из села Октябрь Мария Михайловна Савина: сразу два жюри — общественное и ученическое отдали ей первое место за «Мастер-класс» и «Открытый урок», а по итогам состязания она получила диплом первой степени. Ну а пальма первенства досталась представительницам каждого из трех крупных поселков. Звание «Учитель года» присуждено преподавателю ИЗО из Демьянова Наталье Николаевне Белозеровой, «Воспитателем года» стала пинюжанка Надежда Юрьевна Злобина, в новой для района номинации «Сердце отдаю детям» лучшей названа концертмейстер ДДТ «Ровесник» Ирина Николаевна Нагаева из Подосиновца. Все трое заслужили право защищать честь района в областном конкурсе «Учитель года Кировской области», что пройдет в марте 2019 года.
Татьяна Курдюмова.
Фото автора.