Солнечный характер

+ 1
+ 3
Общество / 22.11.2018 11:00

2. Притяжение земли

Училище искусств Олег Симонов окончил с красным дипломом, и перед ним открывался прямой путь в академию художеств, но на первом месте в тот момент оказались семейные ценности. Друзья по училищу, сделавшие карьеру в городах, спрашивают время от времени: «Чего ты застрял в деревне?». А он отшучивается, пряча усмешку в усы. Разве объяснишь словами ту невидимую связь, что проходит через сердце тысячью живых нитей и обнаруживает себя то переливами оттенков снега или весеннего воздуха на холсте, то уносящей под облака родной стихией русской песни.  

0 1152

«Притяжение Югом» — так назвал автор свою небольшую выставку в читальном зале библиотеки, другую часть его произведений мы увидели на экране, и даже в таком виде они притягивали взгляд. Хотелось подольше всматриваться в эти излучающие тихую радость пейзажи, на которых любое время года к лицу Яхреньге и Югу, а Богоявленская церковь не утратила величественную стать даже вопреки разрухе.  
Уезжая с семьей из Демьянова в 1983 году, Олег Иванович надеялся отдохнуть в сельской тиши от суетных будней. Манил к себе лес, по которому можно побродить с ружьем или корзинкой, а при случае — с этюдником. Наивный, он и не предполагал, что его дожидается вал неотложной работы.

— Иметь такого специалиста, необычного для колхоза, дорогого стоит, а у него еще и жена — музыкант с опытом директорства, — спустя 35 лет оценивает свой дальновидный шаг председатель колхоза «Маяк» золотой поры восьмидесятых Н. В. Толоконцев, сагитировавший Симоновых перебраться с правого на левый берег Юга.  
С их приездом село стало приобретать все новые привлекательные черты, свойственные культурным центрам. Сначала открылись музыкальная школа и художественная мастерская со «столяркой», а потом и спорткомплекс с бассейном. Строили его хозспособом на свой страх и риск. «Диверсионными работами занимались», — улыбается Олег Иванович, входивший в состав «четверки» во главе с председателем, что затевала  местные новостройки и делила груз ответственности за них. При тогдашнем тугом кошельке передового колхоза можно было претворять в жизнь самые смелые мечты и планы. Но конец всему положили 90-е с их странной, по выражению Симонова,  «бандитско-демократической революцией». Больше всего ему было жаль, что прервалась реставрация стоявшей в лесах Богоявленской церкви,  кровля которой уже была  отремонтирована, сделаны пилястры, куплены колокола и изготовлена по чертежам металлическая ограда.  
Благо, спорткомплекс удалось сберечь. С 1992-го по 2007 годы Олег Иванович был его директором и параллельно вел занятия с учениками начальной школы по общей физподготовке, давая им основы плавания, легкой атлетики, гимнастики, акробатики, чтобы каждый из них в младших классах мог определиться, что ему ближе. А в доме  подрастал уже четвертый ребенок — младшенькая Василиса. Чтобы лучше обеспечить семью, он стал вести уроки рисования в Подосиновском СПТУ.
— Наши учащиеся получали тогда 40 рублей стипендии, на которую могли купить разве что полстакана чая в столовой. Зарплаты, правда, были с тремя нулями, но Олегу Ивановичу вряд ли хватало этих денег на бензин для мотоцикла, на котором он ездил в райцентр, — вспоминал бывший директор местного профтехучилища Г. А. Русских. — Я предложил ему сделать эскизы для нашей библиотеки. Когда показал их в Кирове, в департаменте образования, услышал такую оценку: «Гениально!».
Герман Александрович благодарен Симонову и как иллюстратору своей книги «Бой местного значения» за глубокое проникновение в авторский замысел, а еще он открылся для него как грамотный конструктор.
Вот так с каждым выступлением в тот вечер разрастался перед нами диапазон одаренностей, которыми наделен этот никогда не афишировавший свои заслуги человек. Оказалось, что его авторству принадлежат и герб района, и памятная стела в честь земляка-полководца на повороте к деревне Лодейно, и оформление визит-центра заповедника «Былина» на Малой Горке, не говоря уже о Подосиновской роще, и много чего еще, всего и не перечислить. Но как бы ни внушителен был список дел, он не произвел бы особого впечатления, не будь озарен искренностью людей, говоривших о героях вечера не заготовленными помпезными фразами, а от души идущими простыми словами, в которых к месту были и восхищение, и шутка.
Вообще прошедшая встреча оказалась очень щедрой на улыбки, поскольку чувством юмора яхреньгский художник тоже не обделен. Судя по услышанным от него забавным случаям, именно самоирония выручает его в трудных ситуациях и не позволяет унывать из-за неудач. А вот главной удачей в жизни для него, думаю, стала встреча с девушкой Фаиной, с которой он познакомился перед поступлением в училище искусств.

Светить всегда

К сожалению, в тот вечер Фаина Степановна предпочла остаться в тени своего мужа, ограничившись лишь ролью его аккомпаниатора. Такой поступок говорит сам за себя, а я и спустя полтора десятка лет помню, каких трудов стоило мне добиться согласия бывшего первого директора двух музыкальных школ на небольшую публикацию о ней на страницах «Знаменки». Я тогда почувствовала твердость характера этой женщины, а ведь она, по словам Н. В. Толоконцева, «ни одному человеку в Яхреньге поперек слова не сказала». Что же касается профессиональных качеств, о них говорили ее давно уже взрослые ученицы. В их числе и заведующая отделом культуры администрации района И. Н. Труфакина.
— В этом году исполняется 35 лет со дня открытия Яхреньгской детской музыкальной школы. Я здесь и училась, и десять лет обучала ребят рядом с Фаиной Степановной, — сказала Ирина Николаевна. — Так, как умеет она, очень редко кто работает. Скрупулезность, трудолюбие, стремление сделать все на сто процентов. Я многому научилась у нее, а главное — работать в системе.
— Спасибо за ваше терпение, — поблагодарила своего преподавателя по классу фортепиано Т. Н. Островская. — Своего инструмента у меня не было, и я ходила заниматься к Фаине Степановне домой. Те уроки стали началом пути к любимой профессии — я работаю музыкальным руководителем в детском саду.
— В 1983 году я стала ученицей Яхреньгской школы по классу баяна, но мне очень хотелось научиться играть на фортепиано, и я еще поступила в третий класс к Фаине Степановне, — рассказала педагог  дополнительного образования Дома детского творчества «Ровесник» И. Н. Нагаева, для которой музыка тоже стала судьбой.
Ирина Николаевна окончила Кировское училище культуры и, получив диплом баяниста-аккомпаниатора, вернулась домой. Вместе со своей наставницей преподавала в Яхреньге и Утманове.
Если ты хотя бы в одном ученике смог разжечь искру Божью и повести его за собой, значит, уже не напрасен твой труд. А у четы Симоновых продолжателей целая плеяда, и в ней все ярче разгорается звездочка подосиновского художника Александра Груздева. Он считает, что работы его учителя достойны занять место в столичных галереях.
«Особенностью творческого почерка Олега Ивановича является глубокая любовь к Родине, к русской природе… Те, кто воспитан на картинах Ивана Шишкина или Исаака Левитана, поймут и оценят его как художника-реалиста, продолжающего классические традиции… Следует отметить, что за творчеством О. И. Симонова внимательно следят не только в Кирове, но и в Москве, а недавно он получил предложение вступить в Профессиональный Союз художников РФ от его председателя С. В. Заграевского» —  это цитата из письма Александра в редакцию, которое озаглавлено «Вятский самородок».
Удивляет одно, почему признания профессионалов приходится ждать десятки лет? Впрочем, что кивать на столицы, если и у себя под боком годами не замечаем людей, чей без устали льющийся изнутри свет становится общим достоянием и согревает множество сердец. Поэтому невозможно переоценить роль такого вот творческого общения, каким одарила нас прошедшая «Ночь искусств» благодаря инициативе библиотекарей.
Татьяна Курдюмова.
Фото автора.