Прослужит и двести лет

+ 3
+ 0
Общество / 15.09.2018 08:21

Ко многому в жизни мы настолько привыкаем, что считаем едва ли не вечным: темнеющая на горизонте кромка леса, песчаный пляж, вековая сосна на высоком пристанском берегу районного центра, неторопливая река. И заметный издалека и днем и ночью мост…

0 779

А ведь это красивое сооружение, к которому так привыкли и гости, и местные жители, существовало далеко не всегда. Переправа, конечно, здесь была — сначала паромная, а затем в виде двух наплавных понтонов. Ни с течением реки, ни с течением времени железные сооружения не справлялись, ржавели, ломались и постоянно норовили пойти ко дну.
— Мы называли их «катамаранами», потому что за этой парочкой надо было все время следить, чтобы они окончательно не затонули. А сделать это было непросто, ведь они постоянно протекали и потому находились в полузатопленном состоянии. Однажды, чтобы поддержать их на плаву, заполнили полости двухсотлитровыми бочками, но и это мало помогло, — вспоминает о  мытарствах дорожных служб прежний глава администрации района В. В. Митюков.

Как рассказал заместитель начальника управления по вопросам жизнеобеспечения администрации района В. В. Шутихин, один из самых первых проектов надежной круглогодичной переправы через реку Юг был подготовлен еще в 1926 году. Подобных начинаний существовало еще несколько: в шестидесятых и семидесятых годах прошлого столетия. Были планы соединить между собой два берега в районе деревни Пожар. Проектировали основательно: одни только подъездные пути к мосту должны были начинаться за три километра от берега. Всем замыслам препятствовало одно — сметная стоимость сооружений.
По словам Василия Владимировича, расчеты показывали, что для такого строительства требуется гигантская сумма — около полумиллиарда рублей в полновесных советских рублях. Как только речь заходила о финансировании, всегда находились причины отложить осуществление проекта до лучших времен.
Но эти самые лучшие времена все никак не наступали, скорее — в восьмидесятые, а затем и в девяностые — только отдалялись. Стальные понтоны тем временем приходили в негодность и к началу нынешнего века представляли собой настоящую угрозу для передвижения. Однажды на переправе едва не перевернулась емкость с горячим битумом. Другой случай, стык двух понтонов стал разваливаться на глазах после того, как на него заехал груженый под завязку многотонный прицеп. Подобного рода эксцессы на мосту возникали постоянно. Василий Владимирович, руководивший в то время  дорожным участком, вызвал специалистов из областного проектного института, они после обследования моста дали заключение о его непригодности к эксплуатации. Тогда же, в консультациях с проектировщиками, зашла речь об альтернативном, недорогом проекте: возникла идея сделать его на основе большого автодорожного разборного моста (БАРМа), которые для военных нужд выпускались оборонной промышленностью. В этом случае требовались не полмиллиарда, а всего лишь семьдесят миллионов рублей.
Шел 2004 год. Как раз в это время на должность главы департамента строительства Кировской области был назначен А. Р. Верба. Он приехал на открытие только что возведенного дома для ветеранов. Его провезли по дорогам района, в том числе и по этим двум полузатопленным понтонам. Когда угрожающий скрип остался позади, Александра Романовича всерьез заинтересовала перспектива постройки нового моста. Когда ему сообщили примерную стоимость БАРМа, он, поначалу даже не поверил. Как бы там ни было, этот разговор состоялся и  имел свои последствия.  

— Было много скептических прогнозов по поводу перспектив возведения нового моста. Деньги нам на это дело то приходили, то их срочно забирали на какой-то другой объект. Но летом 2007-го дело наконец-то сдвинулось с мертвой точки, — вспоминает Василий Витальевич Митюков.
Тогда на строительство моста были выделены первые 25 миллионов рублей, а в сентябре в железнодорожный тупик поселка Демьяново прибыли вагоны с металлоконструкциями. Строительство началось. Его осуществлял пятый участок 46-го мостостроительного отряда во главе с Олегом Леонидовичем Ельцовым, субподрядчиком было Подосиновское ДЭП-32.  
В конце осени того же года наша газета писала: «День, который должен войти  в историю района как  одна из главных вех — 21 ноября. Забита  первая свая моста через реку Юг. Под ударами молота  дрожала  земля, и граненая двенадцатиметровая свая медленно входила в грунт, мощная техника неторопливо  делала свое дело…».
Через месяц на месте работ был отслужен молебен, строителей благословили на святое дело. И всю зиму 2008 года подосиновляне слышали доносившиеся с реки мерные звуки работающего копра. Одновременно велись работы по бетонированию свай. Передвижная установка изготавливала раствор прямо на месте из щебня, цемента и песка.
Весной жители райцентра и окрестных деревень  в последний раз переправлялись через реку на катере. Пересекая русло, они видели, как продвигаются дела у мостостроителей. А те в своем деле применяли как гражданские, так и военные технологии.  Так, к примеру, «тело» моста,  состоящее из двух БАРМов, не предусматривало сварных соединений и в любой момент могло быть разобрано и мобилизовано в какое-нибудь другое место. (Это, кстати, послужило поводом для первоапрельской шутки, когда наша газета написала, что мост у подосиновлян забирают, демонтируют и перевозят в другое место, и многие восприняли эту информацию всерьез.)
— При сочленении секций моста, особенно на тех опорах, что находятся на середине реки, есть много нюансов, и применяются  нестандартные и интересные решения и технологии. Прямо сейчас могу дать двести лет гарантии и на мост, и на опоры. Вот если бы на металлические плиты еще и асфальт положить, тогда бы вообще ему цены не было,  — рассказывал тогда о некоторых подробностях строительства О. Л. Ельцов.
Строительство шло без каких-то помех, проволочек или нештатных ситуаций. Лишь однажды, при сооружении так называемого тампонажного слоя на второй узловой опоре, из-под нее неожиданно хлынули струи воды. Это было вызвано поршневым давлением массивной надводной части. Подводное бетонирование при этом пришлось останавливать, так как весь заливаемый бетон, служащий для укрепления свай, вымывался наружу. Но и с этой ситуацией строители успешно справились. В общей сложности на все проделанные работы было потрачено около 109 миллионов рублей.
В начале мая по мосту прошли первые пешеходы. А 26 августа 2008 года состоялось долгожданное событие. На торжество по поводу открытия движения по новой коммуникации прибыли губернаторы Кировской и Вологодской областей В. Е. Позгалев и Н. И. Шаклеин. В кабинете главы района А. В. Уварова они подписали целый ряд документов, направленных на укрепление связей между двумя регионами. В частности, рассматривалась возможность строительства автодороги с асфальтобетонным покрытием протяженностью около 90 километров от Подосиновца до Кичменгского Городка.
Может быть, когда-нибудь и свершатся эти планы. А пока же красавец-мост стал одной из самых важных вех в экономическом развитии начала этого тысячелетия.
Николай Липатников.
Фото автора.