Воспитать человека

+ 3
+ 1
Общество / 29.12.2017 15:46

яГазета «Знамя» не раз сообщала об участии подосиновских педагогов в различных профессиональных форумах и творческих состязаниях. Очень часто оно бывает удачным и приносит представителям нашего района заслуженные дипломы, грамоты и призы. В ушедшем в региональном этапе VIII Всероссийского конкурса педагогических работников «Воспитать человека» в номинации «Воспитательная система образовательной организации» победила заместитель директора по воспитательной работе Подосиновской средней школы Е. Д. Мохина.

0 1224

Что лежало в основе успешного выступления, как удалось весьма достойно представить работу учебного заведения? Об этом и о многом другом мы побеседовали с Еленой Дмитриевной и ее коллегой — педагогом-организатором Еленой Сергеевной Елькиной.
— Елена Дмитриевна, как родилась идея?
— Инициатива поучаствовать в этом конкурсе принадлежала директору нашей школы А. И. Горадзе. Он и предложил программу воспитания и социализации детей, которая внедряется в нашей школе с 2015 года, защитить и представить на этом творческом форуме.

 — А что это за программа?
— «Программа   воспитания и   социализации  обучающихся  на  ступени основного общего образования» соответствует новым требованиям федерального государственного образовательного стандарта и действует до 2020 года. Она разработана по шести направлениям. Это воспитание гражданственности и патриотизма, социальной ответственности  и   компетентности, воспитание  нравственных  чувств и убеждений, трудолюбия, экологической  культуры, здорового и безопасного образа жизни, подготовка к сознательному  выбору профессии и, конечно же, культуры поведения. И эти все направления в программе представлены. В этом году мы более конкретно дополнили мероприятиями нашу программу и отправили ее на конкурс.
Сам конкурс состоял из двух этапов. Первый — заочный. Он представлял собой экспертизу нашей программы, проводимую специалистами Института развития образования Кировской области. Вместе с программой мы представили заявку от нашей школы и рекомендацию, которую подготовили сотрудники информационно-методического центра нашего района. После того, как первый этап был успешно пройден, нам ничего не оставалось, как поехать на очное состязание. В его рамках в ИРО были проведены три мероприятия: визитка, открытое занятие и круглый стол.
Визитка — это, по сути, самопредставление педагога. Здесь необходимо изложить основные положения собственной профессиональной позиции, наработки, опыт. В этой части я, кстати, представляла не только себя лично, но и воспитательную систему самой Подосиновской школы. Рассказала о наших особенностях, традициях. Чем мы сильны и чего добиваемся, что требует повышенного внимания…

Елена Сергеевна:
— Когда вышла моя коллега, сразу почувствовалось, что ее выступление вызвало неподдельный интерес. Можно сказать, что оно даже началось торжественно… Уместными оказались строчки из стихотворения Валентины Коростелевой:
Заревое крепнет марево,
Мчит дорога под уклон...
Здравствуй, вятская Швейцария —  Подосиновский район!
Присутствующие быстро поняли, что мы подготовились довольно серьезно. В общем, Елена Дмитриевна очень удачно дебютировала. Конечно, мы волновались перед ее выступлением, но в итоге оно оказалось весьма успешным.

— Теперь уже можно сказать, лучшим!
— Да. Часто многие педагоги комплексуют, боятся показаться авантюристами, а зря. Если выступление окажется успешным, испытываешь большое удовлетворение…

— Елена Дмитриевна, а как обстояли дела с открытым занятием?
— Его я проводила с педагогами, в гимназии имени Александра Грина. В нашей номинации требовалось встретиться не со школьниками, а с учителями, что предполагало уже иной уровень общения. С ними было проведено занятие по теме «Проектирование социальной акции в образовательной организации». Очень актуальная в наше время тема. Раскрывая ее, я представила опыт нашей школы. Рассказала коллегам о работе волонтеров, о том, как действует детская общественная организация «Альтаир». Диалог, можно сказать, получился. Мы познакомились, рассказали о себе, разработали цели, задачи, сценарий, и в итоге мои слушатели подготовили проект социальной акции и защитили его.

Елена Сергеевна:
— Хотела бы добавить, что в структуре нашего занятия нам удалось соединить и теорию, и практику. И зафиксировать алгоритм подготовки и проведения мероприятия прямо по пунктам — в технологической карте социальной акции. Там все было отражено четко и понятно. Впоследствии наши коллеги в отзывах отмечали, что такого раньше они не встречали…

Елена Дмитриевна:
— И написали, что представленный нами опыт будут использовать в своей работе. И вот что мне еще понравилось: слушатели не просто теорию  записывали, но и активно участвовали в мастер-классе экологической тематики. Мне, как учителю биологии, это направление очень близко.
— А как обстояли дела в финале конкурса?
— Во второй день состоялся круглый стол, он был проведен в Институте развития образования. На нем коллеги делились опытом работы. Шла речь о передовых педагогических практиках в области воспитания и социализации детей в современном обществе. Пришлось выступить и мне… Оказалось, нам есть что рассказать коллегам, а наши знания и опыт востребованы. Например, интересным оказалось то, как мы взаимодействуем с семьями наших воспитанников, как организована деятельность социального педагога школы, психологическое сопровождение. Надо отметить, что на базе Подосиновской средней школы вот уже более десяти лет работали и работают несколько экспериментальных площадок под руководством методиста ИРО Кировской области Т. Г. Князевой и ее научного руководителя, кандидата педагогических наук, доцента кафедры педагогики Вятского государственного университета О. Г. Селивановой. И наши педагоги приобрели большой опыт подготовки мероприятий, стендовых докладов, публичных выступлений и, наконец, участия, и весьма успешного, в районных и региональных конкурсах «Учитель года». Он пригодился и здесь.

— Елена Дмитриевна, можно сказать, что ваш успех — это заслуга коллектива педагогов Подосиновской школы?
— Именно! Первое место в номинации — итог работы нашей дружной команды, в первую очередь, социального педагога Ольги Юрьевны Толстухиной и педагога-организатора Елены Сергеевны Елькиной. Они в течение двух месяцев готовились к конкурсу вместе со мной, не считаясь с личным временем. Работали и в выходные. Кстати, благодаря слаженной работе нашего учительского коллектива были реализованы и такие значимые воспитательные дела, как  творческий  проект «Битва хоров»,  День дублера,  конкурсы  «Волонтер  года»,  «Лидер 21-го века», акции «Бессмертный полк»,  флешмоб «Навстречу к Сочи», выступления агитбригады «Мы за ЗОЖ», а также социальные проекты «Волонтеры информационного общества», «Улыбка», «Уголок красоты и добра» и «Быстрее, Выше, Сильнее!».

— Давайте подведем итоги нашей беседы. Что, можно сказать, было итогом участия в конкурсе «Воспитать человека»?
 — Здесь было бы уместным отметить, что целью современной школы является воспитание личности как  субъекта своей жизни, способной к профессиональному и личностному самоопределению. Чтобы ребенок нашел свое место в школе, реализовал себя. Социализировался и выбрал свое будущее занятие… А определению роли педагога в новой системе воспитательных отношений, в которой и учитель, и ученик являются активными субъектами воспитания, и был посвящен конкурс.

— Спасибо, и успешной вам работы!
Беседовал
К. Александров.