Стипендия за возвращение

+ 0
+ 3
Общество / 01.06.2017 10:05

Правительство Кировской области поддержит студентов, готовых работать в районах
Правительство Кировской области вводит дополнительные меры поддержки для молодежи, которая готова работать в районах. Они будут получать правительственную стипендию. На выплату могут рассчитывать как студенты вузов, так и учащиеся по программам среднего специального образования. Для этого студенту предложат заключить четырехстороннее соглашение с министерством образования Кировской области, вузом или колледжем и предприятием. После завершения обучения стипендиаты должны будут проработать на одном из предприятий региона не менее трех лет по полученной специальности.

0 1136


Такое решение было принято на заседании консультативного совета по образованию 26 мая. В состав совета входят глава Кировской области Игорь Васильев, и. о. заместителя председателя правительства области Дмитрий Курдюмов, и. о. министра образования Михаил Исупов и советник губернатора по вопросам образования, депутат Законодательного собрания области Анатолий Чурин.
— Для региона важно, чтобы молодежь не просто училась в местных вузах и колледжах, но и оставалась работать в регионе. Такая схема поддержки выгодна всем — студент получает дополнительные средства в процессе обучения и гарантированное место работы после окончания вуза, предприятие — работника, а область сокращает отток населения, — пояснил Дмитрий Курдюмов.
Стипендии введут уже с 1 сентября 2017 года. Средства на это пойдут из областного бюджета. Планируется, что максимальная сумма выплаты составит пять тысяч рублей. Она будет рассчитываться исходя из базовой ставки (разная для вузов и средне-специальных учебных учреждений), умноженной на коэффициенты — время работы после окончания учебы, успеваемость, отдаленность района, куда отправится выпускник, востребованность специальности и другие.  Мера призвана обеспечить кадрами прежде всего предприятия районов области. Поэтому в первое время предприятия Кирова и, возможно Кирово-Чепецка, в программе участвовать не будут.
Помогать в трудоустройстве и контролировать реализацию договоренностей между учащимся, предприятием и властью будет специальный центр содействия трудоустройству выпускников. Он также будет принимать участие в формировании областного заказа, взаимодействовать с работодателями и службой занятости, курировать студентов в период прохождения практики, после завершения обучения и отслеживать трудоустройство выпускников.
Вопросы образования региональные власти детально обсуждали на первом круглом столе в рамках формирования комплексной программы развития Кировской области. Именно тогда прозвучала идея советника губернатора Анатолия Чурина вернуть областной заказ, а также предложения экспертного сообщества не только привлекать школьников поступать в местные вузы, но и продумать меры закрепления молодых специалистов в регионе.
Глава региона Игорь Васильев считает систему образования базой развития экономики региона, поэтому поддержка этой сферы в числе основных приоритетов деятельности правительства.
— Образование тесно связано с развитием экономики региона. Любой инвестор задает вопрос: кто у меня будет работать? Человеческий капитал — может, не самое удачное выражение, но оно очень точно передает суть. Для Кировской области оно верно вдвойне, поскольку у нас другого капитала нет. Нет крупных запасов полезных ископаемых или курортного климата. Мы на людей рассчитываем и должны в них вкладывать. Потому важно определить основные направления вливания бюджетных средств для выстраивания современной системы образования, — считает Игорь Васильев.
Помимо внедрения дополнительных мер поддержки для студентов и открытия областного центра содействия трудоустройству, власти намерены принять еще ряд мер.
Например, планируется запустить проект ранней профориентации школьников «Опорное предприятие — подшефная школа». Он предполагает расширение практики шефской помощи школам, проведение различных экскурсий на предприятия области и встреч со специалистами, а также участие школьников в конкурсах профмастерства. Сейчас уже формируется рабочая группа по реализации проекта, а также перечень опорных сельскохозяйственных и промышленных предприятий. Разработаны и методические рекомендации об организации сотрудничества предприятий со школами.
Также в районах появятся центры общего образования. В областную собственность переведут около 40  муниципальных школ. Центры будут работать со слабыми школами в районах. Это могут быть программы дистанционного образования, которые в ряде районов уже реализуются, или программа «Мобильный педагог», когда учитель объезжает несколько школ. Педагогу в рамках программы предоставляют автомобиль.
Подход к каждому району будет индивидуальный. К примеру, не везде достаточно хорошее интернет-покрытие, а значит дистанционное обучение работать не будет. Власти рассматривают и варианты создания пришкольных интернатов, когда из окрестных сел дети будут приезжать в районный центр на несколько дней.
— Это, разумеется, только часть мер, которые будут учтены в будущей программе развития региона. Образование — это основа программы. Только эта сфера может решить демографическую проблему в Кировской области. Здравоохранение может увеличить продолжительность жизни, увеличить количество успешных процедур ЭКО, но результат этой работы будет виден через десятилетия. Сегодня нужно остановить отток из региона молодежи, и ведущая роль в переломе этой тенденции — у системы образования. Мы за каждого ученика должны бороться, чтобы он остался здесь. Брать под контроль и сопровождать от школы до трудоустройства. От этого зависит будущее региона, — уверен Дмитрий Курдюмов.
Точка зрения
Татьяна Чебыкина, учитель математики МКОУ СОШ пгт Подосиновец:
— Считаю, что предложение будет востребовано, и уже нынешние выпускники нашей школы интересовались условиями получения правительственных стипендий. Несомненно, предложенная мера — это шаг к решению проблемы оттока молодежи из региона и обеспечению специалистами предприятий. Этот шаг молодой человек делает осознанно, потому что подписывая договор, соглашается на его условия и после учебы приедет в район, чтобы отработать три года. Вопрос дальнейшего закрепления такого специалиста в районе — это уже следующий шаг, и тут нужно преодолеть немало проблем.
Считаю, что молодой парень или девушка, окончив учебное заведение, поедут туда, где им будут предоставлены не только рабочие места, но и условия для активного отдыха и развития, реализации творческого потенциала, возможность приобретения жилья. Немаловажный вопрос — размер заработной платы, ведь все мы знаем, какой она может быть у молодого специалиста в нашем регионе. Кроме того, допустим, студент согласился на описанные в вопросе условия и, окончив учебное заведение, приехал в село, работает и заводит семью, появляется ребенок. Сразу встает вопрос о качестве медицинского обслуживания в населенном пункте, наличии хорошего детского сада, школы, учреждений ДО, культуры. Если говорить о нашем районе, то, конечно, мы вспоминаем о наличии надежной и качественной дороги, хотя бы в областной центр. Таким образом, вопрос привлечения молодежи и закрепления ее в районах очень важный сегодня и непростой, потому что требует разностороннего подхода всех заинтересованных сторон, а не только министерства образования, предприятия и учебного заведения.
Николай Бетехтин, заместитель генерального директора ООО «Демьяновские мануфактуры»:
— Да,  я считаю, что эта мера необходима и очевидно будет востребована, причем не только молодежью. Нуждаются в ней и предприятия района, которые испытывают самую настоящую нужду в узкопрофильных специалистах. Конечно, такая мера закрепит, если так можно выразиться, выпускников вузов в районах. Но лишь в том случае, если она будет в комплексе других мер, призванных повысить привлекательность нашей местности для молодых специалистов и их семей, и не окажется очередной компанейщиной.  
Если молодых специалистов все устроит, после истечения срока отработки они останутся на предприятии и на гораздо больший срок.
Кстати, крупные предприятия согласны ждать специалистов на протяжении всего их обучения в институте или университете, поскольку необходимо задумываться о будущем.