Из воспоминаний старших

+ 2
+ 0
Общество / 03.05.2017 09:12

Моя прабабушка Александра Федоровна Меркурьева (Бартева)  родилась в 1932 году в д. Корниловская Шолгского сельсовета.

0 1032

В 1940 году она стала первоклассницей, училась в Княщинской начальной школе. В 1944-м продолжила обучение в Шолге. Классы тогда были большими — по 40 человек. Читали учебники, а писали в книгах между строчек. После седьмого класса она училась три года в Великом Устюге на библиотекаря.
Военное лихолетье запомнилось прабабушке голодом и холодом. Кушать было нечего. Весной собирали на поле пистики, летом — пучки. Была картошка. Пекли хлеб. Грибы, ягоды собирали в лесу. Яйца, шерсть, молоко — это все надо было сдавать для фронта. Самим не оставалось ничего. Колхозное зерно возили по домам сушить.
И после 45-го жили плохо. Одежды не было. Спали на полатях. Избы освещались лучинами, позднее появились маленькие лампы без стекла. В церковь не разрешали ходить. Когда простывали, то ноги грели в горячем зерне. К праздникам варили самодельное пиво. Бучили (отбеливали) тканую одежду: клали ее в бочку с водой и нагретыми камнями. Белье катали палками, утюгов не было. В город Великий Устюг ходили пешком, брали с собой сухари, в рукавицы клали горячую картошку, чтобы не отморозить руки.
О победе узнали в школе —  радио не было. Пришли на учебу, а там сообщили, что кончилась война, и учеников отпустили. Они побежали домой по деревням  и всем рассказывали о победе. Дети были рады, а вот взрослые, стоя у своих изб, плакали. Ведь почти в каждой семье кто-то погиб.
Мама моей прабабушки — Анастасия Егоровна была неграмотной и училась на дому. В 1941 году Анастасия Егоровна осталась одна с тремя детьми. Ее мужа — Федора Спиридоновича, отправили служить на север. Вернувшись, он работал счетоводом, а потом в кузнице. В избе у них всегда было многолюдно, односельчане любили заходить в гости, и все пили чай из самовара.
  Мария Княжева,
ученица 4 класса  Подосиновской средней школы.
Фото из семейного архива.