Кружево для икон

+ 6
+ 4
Общество / 13.04.2017 10:45

Окруженная сугробами деревянная церковь при въезде в Демьяново кажется покинутой людьми. Тишину солнечного апрельского утра здесь нарушает только птичий щебет. Но незаметная для большинства жителей поселка работа тех, кто приближает счастливый  день ее открытия, не прекращалась и зимой, а с приходом весны претворилась в зримые и весьма впечатляющие результаты. Чтобы увидеть их своими глазами, мы с настоятелем  нового храма, протоиереем Константином Симаковым, побывали в пилоцехе предпринимателей А. А. Кочкина и Ю. В. Шарова. Именно они с самого начала несут основную часть расходов по строительству первой в Демьянове церкви, освященной во имя преподобного Сергия  Радонежского.

0 1501

Вот уже восемь месяцев известный в районе мастер деревянных дел А. С. Обабков вручную выпиливает детали для церковного иконостаса, высота которого четыре метра, а ширина — восемь. Работа над царскими вратами уже почти закончена, и при взгляде на причудливое деревянное кружево невозможно представить, каких трудов стоило сотворить такую красоту из обычных дощечек.
— На три мелкие детали уходило шесть часов, а на одну крупную —  дня три-четыре. С материалом задержек нет, всем необходимым обеспечивают. В работу идет в основном лиственное дерево, оно не только мягче, но и ворсистость после прошкуривания дает меньшую, — эти пояснения Алексея Степановича мне, далекому от столярного ремесла человеку, мало что говорят.
— Каждая такая деталька должна в точности соответствовать другой, расположенной напротив нее. А не проще было бы все это выточить на станке? — рискую задать свой дилетантский вопрос.
— Пусть рука где-то и сбилась, это не беда. Зато придет внук в храм, увидит и скажет, что дед все это вручную сделал. А на станке получится штамповка, — возражает мастер. — Может быть, я преувеличиваю?
Может быть, да только уместно ли ставить пределы человеческим возможностям в таком деле, как возрождение веры. А из разговора с демьяновцем, с которым впервые познакомилась еще в восьмидесятых, когда он руководил судомодельным кружком в подростковом клубе «Ровесник», я узнала, что его дорога к храму начиналась с детских лет.
Алеша родом из Курганской области, вырос в деревенской многодетной семье. Его мама работала в храме, а отец, что пришел с фронта инвалидом первой группы, каждое утро начинал со слов: «Господи, благослови!». Но в ту богоборческую эпоху даже верующие родители оставляли детям право самим решать вопрос свободы совести. И Алексей Степанович крестился уже в зрелом возрасте. Это поворотное в судьбе событие произошло в домовой церкви Подосиновского психоневрологического интерната в девяностые годы. Тогда же он участвовал в создании иконостаса для церкви Рождества Пресвятой Богородицы п. Подосиновец, а в первый раз такое ответственное дело ему доверили еще на Урале, где жил с семьей до переезда в Демьяново.
Особенность третьего в жизни мастера иконостаса в том, что он создается в русском стиле. А образец было решено взять с иконостаса храма Прокопия  Блаженного, что находится на берегу Сухоны в Великом Устюге.
— Я выпиливаю, вырезаю, а сыновья ошкуривают деревянные детали, — продолжает вводить меня в курс дела мастер. — Дочка будет их расписывать красками. Внуки тоже помогают. В общем, вся наша семья участвует в этой работе.
У Алексея Степановича три сына, дочь и девять внуков и внучек, унаследовавших фамильную талантливость рук. Обабков-старший по первой профессии лесовод, но и в творческих достижениях повторил своего отца — умелого лесника и столяра-краснодеревщика.
— У моих родителей нас было семеро и тридцать внуков, — добавляет собеседник, дабы его успехи померкли в тени отцовского пьедестала.
А я сравниваю увиденное и услышанное в этой маленькой мастерской с впечатлениями от предыдущих встреч с храмоздателями, с которыми общаюсь не один десяток лет. И все они утверждали, что для их работы нужен особый внутренний настрой. Но до сих пор еще никто не говорил об этом с такой откровенностью, как Алексей Степанович. И мне почему-то не хочется разглашать подробности нашего разговора, скажу лишь, что его иконостас — это воплощенная в дереве молитва. Наверное, поэтому мастер предпочитает работать по вечерам, когда никто к нему не заглядывает и не нарушает уединения.
Когда рассматриваешь по-ювелирному тонкие узоры, выполненные из дерева А. С. Обабковым, и в голову не придет, что сотворил их наполовину слепой человек. Увы, один его глаз в результате глаукомы стал незрячим, а второй видит только в очках. Но как же можно рисковать остатками зрения, часами просиживая над столь скрупулезной работой?! Очевидно, есть на свете что-то более важное, чем собственное здоровье и благополучие, раз не только сам Алексей Степанович, но и его близкие идут на такой риск.
…Первый ярус иконостаса демьяновской церкви составят четыре больших, в человеческий рост, образа — Спасителя, Богородицы, преподобных Сергия Радонежского и Леонида Устьнедумского. Эти иконы уже написаны художником из Великого Устюга и доставлены в Демьяново. По черно-белому газетному снимку трудно судить об их достоинствах, но недолго осталось этим реликвиям находиться вне храма. Как только сойдет снег, работы по его строительству возобновятся и вступят в завершающую стадию.  
Татьяна Курдюмова.
Фото автора.