"Мы думали, это - учения"

+ 3
+ 3
Общество / 12.04.2017 08:16

Почти две недели прошло с того страшного  дня, когда взрыв в вагоне электропоезда Петербургской подземки оборвал жизни 13 горожан и еще у более чем полусотни разделил жизнь на «до» и «после». Забыть это не получится никогда. Но жертв могло быть много больше, если бы не четкие действия спасателей и не мужественно-спокойный героизм  тех, кто просто оказался рядом. Петербург принял трагедию стойко: без страха и паники. С того злополучного дня появлялись и опровергались многочисленные версии случившегося. О том, как все было, нам рассказывает заместитель начальника первой пожарной части 8 отряда ФПС по Санкт-Петербургу, лейтенант Владимир Усков.

0 1330

— В тот день все было как обычно. Около 14.30 прозвучала тревога. По заявке значилось задымление на станции метро «Сенная площадь». Я и начальник части выехали в составе караула на двух пожарных автомобилях. Это был не наш район выезда. В пути следования  сначала думали, что едем на учения, но слушая радиообмен поняли, что это не так. Все подразделения прибывали к станции «Сенная площадь», после чего последовало уточнение: машинист протянул поезд до станции метро «Технологический институт». Мы сориентировались и перенаправились туда.
К месту трагедии В. Усков прибыл на автомобиле газодымозащитной службы. На нем нет цистерны для воды, так как он используется для выполнения  несколько иных задач, чем обычная пожарная машина, но есть стационарный генератор, от которого можно запитать прожекторы и дымососы. Еще есть инструмент для ликвидации последствий ДТП.
Владимир рассказывает о том, что из пожарных подразделений на месте оказались первыми, там было большое скопление людей, несколько карет скорой помощи. Спасатели сразу поняли — произошло что-то ужасное. А войдя в вестибюль, ощутили, что это не просто задымление.
На мой вопрос, не было ли страшно, Владимир отвечает: «Были определенные опасения перед тем, как спуститься, ведь никто не знал, что там, внизу. Чувствовался только едкий, но не очень резкий запах. И уже оказавшись на платформе, увидели разорванные двери искореженного вагона электропоезда, выбитые стекла.
— А много пострадавших?
—  Точно не скажу, потому что были люди, кто мог сам идти. Уцелевшие помогали тем, кто еле держался на ногах. На платформе лежали человек 10-12, которых нужно было срочно транспортировать, кому-то из них уже была оказана первая помощь, и мы сразу же начали поднимать людей на поверхность и размещать  в автомобили скорой помощи.
После того,  как всех доставили до карет скорых, в принципе больше задач для нашей части не было, на место прибыли специальные подразделения.  Все произошло очень быстро».
По словам лейтенанта Ускова, на практике с последствиями теракта пожарные столкнулись впервые. И не растерялись.  Работу свою  выполнили четко, слаженно и без промедлений. В считанные минуты после приезда подразделения все пострадавшие были на поверхности.
Жена Владимира Наталья, как только узнала из выпуска новостей о случившемся, тут же набрала номер мужа, но телефон не отвечал…  Она все поняла, и ей ничего не оставалось, как взять себя в руки и просто ждать.
— Когда стал посвободнее,  позвонил жене, успокоил, что все в порядке. Она переживала, конечно, очень, — с теплотой рассказывает боец.
…Метрополитен возобновил работу буквально на следующий день, но рана, нанесенная городу, будет болеть еще долго и вряд ли когда-то заживет.
Нина Звездочетова.
Фото из личного архива В. Ускова.