Тамара Прокопьевна Буркова родилась и живет в деревне Ровдино.
Будучи малолетней девчонкой, она нянчила детей в семье творческих людей — учителей И. Н. и Н. П. Подьяковых, преподававших в селе Новая-Яхреньга. Благодаря им овладела игрой на гармони, гитаре и балалайке. Она активно участвовала во всех школьных концертах.
Повзрослев, девушка трудилась в Ровдинском лесопункте, а в праздники любила отдыхать в деревенском клубе. Односельчане и теперь вспоминают, как еще с улицы узнавали дробь ее каблучков, если Тамара выходила на круг под наигрыши русской гармони.
Нам кажется, что мы знаем все: от начала до конца. На самом деле ни один из нас не имеет полного представления о событиях тех страшных лет. Мы знаем цифры. Но о чем они говорят? Что скрывается за ними? За цифрами стоят судьбы, перевернутые и искалеченные войной жизни: потеря близких, утраченное здоровье, разбившиеся мечты…
Война — это очень страшно. Об этом говорят и книги, и конечно же, воспоминания непосредственных ее участников. Когда я была маленькой, мне бабушка Татьяна Аркадьевна Звездочетова очень часто рассказывала про своего папу. И я это очень хорошо все помню.
Итак, Аркадий Фролович Бобров родился в августе 1918 года в деревне Заболотье Яхреньгского сельсовета. В семье было четыре брата и маленькая сестренка.
В завершение учебного года студия «Клип» Дома детского творчества приняла участие в 53-м открытом областном конкурсе любительских фильмов, что является одним из старейших и ведет свою историю с начала шестидесятых. Отборочный этап прошли 45 короткометражек по номинациям: документальные, игровые, анимационные и социальные ролики. Студийцы представили на суд жюри одну игровую работу и две документальных.
Занявший третье место в конкурсе игровой фильм «Безмолвный свидетель» был снят совместно двумя составами студии «Клип» на 27-м кинослете в Башарово в сентябре прошлого года.
У папы была книга под названием «Шрифты». Это великолепное издание на мелованной бумаге содержало до сотни различных шрифтов русского алфавита, арабских и римских цифр. В основном это были дореволюционные «Академический», «Курсив» и т. д., всех уже не помню, но входили в
книгу и шрифты художников-абстракционистов первых послереволюционных лет. Выбирая наиболее подходящее из начертаний, папа писал вывески, лозунги, цитаты. Заказчики приносили необходимый текст и кровельное железо. Доски для рамы, масляные краски, олифа, кисти — это было уже заботой оформителя. Папа делал эскиз на бумаге, надежно грунтовал обе стороны железного листа. Фигурным рубанком строгал доски под раму. Сбивал раму и начинал священнодействовать.
В рамках ежегодной патриотической акции «Я — гражданин» в Демьяновской средней школе состоялось торжественное вручение паспортов, которые получили шесть юных жителей района.
Государственный гимн Российской Федерации, прозвучавший в начале встречи, подчеркнул особую значимость мероприятия. Заместитель директора по воспитательной работе Т. Н. Чуланова провела небольшую викторину, во время которой школьники проверили свои знания истории, символов нашего государства.
Все дальше уходят годы Великой Отечественной. Все меньше остается тех, кто прошел через страшные испытания. Но из года в год во всех городах и селах России в этот день народ чтит память павших, чествует тех, кто дожил до наших дней, напоминает молодым о том, какой ценой досталась мирная жизнь. Нет в России ни одного поселка, города, деревни, который остался бы в стороне от этих страшных событий. Во многих семьях воспоминания о войне хранятся и передаются поколениями.
— Задолго до приезда в ваш район я знал, что здесь на протяжении 36 лет работал вятский живописец, заслуженный художник РФ Николай Николаевич Пименов. Он жил и писал свои картины в д. Гурьево, и его общения с вашей природой хватило для создания художественного наследия российского уровня.
Относительно необходимости поддерживать живую связь с глубинкой я получил урок у вас в районе, от мальчика лет десяти. Однажды, когда я писал этюды на берегу Пушмы, около д. Содомово, подошел маленький мальчик и спросил: «Сергей Юрьевич, можно ли посмотреть, как вы рисуете?».
Всколыхнувшие весь мир события на Украине нелегко переживают сегодня те, кто лучшие свои годы жизни отдал ее освобождению. Им понятны боль и гнев простых людей, которые не могут смириться с несправедливостью и подлостью властьимущих, они очень переживают за судьбы ветеранов, проживающих в Украине, с которыми воевали бок о бок и делили последнюю горбушку хлеба.
— Мы-то уже пожили, да и знаем, что к чему. А молодежи как разобраться во всем этом хаосе, если так бесцеремонно пытаются «переписать» историю? — вздыхает Любовь Ивановна Белозерова.
Виктор Александрович НОГИН родился в 1925 году в деревне Займатихе Утмановского поселения. Зимой 1943 года мужчин в деревне практически не осталось, и повестку в военкомат он получил задолго до совершеннолетия. О том, где довелось воевать, он рассказывает нашему корреспонденту Надежде Власовой.
— Виктор Александрович, как вы добирались на фронт?
— До станции Пинюг меня отвезли на лошади, а в Кирове нас погрузили в вагоны и отправили к месту назначения. О том, что буду служить в 7-й воздушно-десантной бригаде резерва Сталина, узнал только в столице.
На пороге едва помаячили и ушли за солдатом солдат… До свидания, мальчики! Мальчики, постарайтесь вернуться назад» — эту женскую просьбу-мольбу он выполнил. И он, и его брат, что был двумя годами младше, но все равно успел попасть под всеобщую мобилизацию.
«Матерям оставили сыновей 1928 года рождения, только их и не тронули», — с горькой усмешкой замечает мой собеседник.
Завершая девятый десяток жизни, Борис Романович Кочкин помнит лето после выпускного класса Подосиновской средней школы, словно это было вчера.