Двадцать плюс десять

+ 3
+ 2
Культура / 15.05.2012 13:27

На будущий год Яхреньгская музыкальная школа отметит свое 30-летие. Цифра «30» в истории этого учебного заведения знаменует не только предстоящую круглую дату, но и сумму двух уже прошедших юбилеев — 20-ю годовщину со дня создания школьного духового оркестра и 10-ю — хореографического отделения. Давайте вместе вернемся к истокам этих двух событий в культурной жизни района, чтобы яснее понять их значимость.История рождения первого из юбиляров необычна. Став победителями соцсоревнования по итогам уборки урожая, труженики Окуловской бригады колхоза «Маяк» под руководством К. П. Куковерова удивили всех, выбрав в качестве награды не денежную премию, а набор инструментов для духового оркестра. Наверное, экзотические для сельской местности трубы и саксофоны так и пылились бы без дела, если б не преподаватель Яхреньгской музыкальной школы Александр Микуров.

0 1195

Александр Николаевич вместе с семьей в конце восьмидесятых переехал из Демьянова в Яхреньгу. По рождению деревенский, он охотно принял приглашение председателя колхоза «Маяк» Н. В. Толоконцева обучать детей музыке. В 1989 году в Яхреньгской ДМШ, что разместилась на втором этаже нового здания спорткомплекса, открылось духовое отделение, ставшее особенно притягательным для мальчишек. Ребята начали осваивать трубу, кларнет, саксофон, флейту, а позднее — еще игру на гитаре и гармони. В день 46-й годовщины Великой Победы состоялось первое выступление духового оркестра.

— Я глубоко убежден, что если в раннем возрасте научить ребенка понимать, ценить и любить прекрасное, светлое, а особенно музыку, прочувствовать ее глубиной своей души, можно быть уверенным — такой человек никогда не будет жестоким и грубым, — говорит Александр Николаевич, основываясь на личном опыте.

…С детства Сашу трогали мелодии вальсов «На сопках Манчжурии», «Дунайские волны», «Осенний сон», «Березка», которые играл на баяне его отец, ветеран Великой Отечественной войны, сельский учитель Николай Иванович Микуров. Это был щедро одаренный от природы человек с разносторонними способностями музыканта, поэта, фотографа, портного, часовщика, спортсмена, а ведь с войны пришел инвалидом 1 группы, имея одну рабочую руку. Вместе с женой Валентиной Григорьевной они воспитали пятерых детей, сумевших с максимальной пользой распорядиться заложенной в генах наследственностью. Не был обделен талантами и младший сын, который еще до того, как узнал нотную грамоту, мог по слуху подобрать на баяне любую песню. Поэтому московский генерал, у которого Александр во время службы в армии был водителем, часто просил юношу сыграть что-нибудь для души. Позднее он самостоятельно освоил игру на фортепиано, гитаре, трубе, саксофоне, флейте, так что его самого можно называть «человек-оркестр». Не случайно А. Н. Микуров является автором нескольких песен на стихи своей сестры Л. Н. Петуховой, наиболее известные среди которых — «Мой поселок, моя столица» о Подосиновце и «Земля утмановская» — о его малой родине.

Посеянные отцом-фронтовиком семена любви к прекрасному дали богатый плод, сторицею приумноженный сыном в своих учениках, в числе которых и его старшая дочь Оксана, тоже окончившая Кировское училище искусств. Сейчас она обучает игре на флейте юных жителей Санкт-Петербурга, а до этого преподавала в Яхреньге и Утманове. Что касается воспитанников оркестра, то дальше всех по стопам учителя шагнули двое из них — выпускник отделения духовых инструментов Кировского училища искусств Михаил Юрецкий и выпускник Нижегородской консерватории Сергей Курилов, который играет в губернском духовом оркестре и преподает музыку в Нижнем Новгороде.

«Чтобы любовь возрастала, нужно ее отдавать» — эту истину руководитель известного на Вятке сельского духового оркестра, лауреата и дипломанта областных и республиканских конкурсов, подтверждает всей своей жизнью, преуспев не только на профессиональном поприще, но и в нескольких видах спорта. А еще обладатель знака «За достижения в культуре» отлично разбирается в устройстве легкового автомобиля и может в одиночку сделать в квартире евроремонт. Стоит ли удивляться, что утмановские мальчишки недавно выбрали его героем сочинения на тему «Идеальный человек».

 Искусство покорять без слов

«Перед зеркальной стеной у станка они постигают науку женской грации. Берегитесь задиры-мальчишки! Когда подрастете, без боя сдадитесь в плен сегодня еще застенчивой красоте», — делилась я на страницах «Знаменки» своими впечатлениями от урока директора Яхреньгской ДМШ Л. Д. Микуровой чуть больше десятка лет назад, 1 января 2001 года. Тогда ученицы хореографического отделения, открытого в школе на рубеже двух тысячелетий, делали первые шаги в искусстве покорять сердца при помощи танцевальных движений, жестов и мимики. Их было семь, прекрасных каждая по-своему, перед которыми Любовь Дмитриевна поставила задачу за пять лет освоить в теории и на практике азы классического, эстрадного, народного и историко-бытового танца. Обычным девчонкам справиться с такой программой было ничуть не легче, чем их сверстникам овладеть игрой на каком-либо музыкальном инструменте. Скольких слез и кровавых мозолей стоило освоить бесконечные «гран батман» и «фуэте», одному Богу да, может быть, мамам этих полувоздушных созданий известно. Тем не менее, в 2005 году первые пять выпускниц успешно сдали экзамены и получили государственные свидетельства об окончании хореографического отделения Яхреньгской ДМШ. Небезынтересно было узнать, что одну из нынешних своих учениц, шестиклассницу Машу Курилову, Любовь Дмитриевна «ставит на пуанты», как настоящую балерину.

…А начиналось все это с индийского кино, которое обожала маленькая пинюжанка Любаша. Она могла часами просиживать в темном зале кинотеатра, заворожено глядя на то, как смуглые юноши и черноволосые девушки в ярких сари объясняются друг другу в любви без единого слова, и лишь естественно, как дыхание, переводя звучащую гармонию на язык танца. «Одна, но пламенная страсть» легла в основу всей дальнейшей судьбы Любочки Синицыной, заставив еще с 5-6 класса повторять и повторять на сцене попытки разговора со зрителями при помощи замысловатых «па». Логичным продолжением этого стало поступление после окончания средней школы на отделение хореографии Кировского культпростветучилища. Дальнейшее фортуна уже взяла на себя: девушке из северной вятской глубинки повезло с учителями, которыми стали руководитель известного вятского коллектива «Дымка» Борис Кобринский и основатель и художественный руководитель государственного академического ансамбля «Гжель» Владимир Захаров. Попавшие на благодатную почву семена дали всходы, взрастить которые помог после окончания учебы директор Пинюгского Дома культуры Николай Максимович Суханов, под чьим наставничеством начиналась в семидесятых трудовая биография Любови Дмитриевны.

Спустя несколько лет она уже самостоятельно смогла пестовать набирающие силу таланты, среди которых оказались и продолжательницы дела всей ее жизни. Под началом Л. Д. Микуровой постигали азы хореографии в свое время балетмейстер Демьяновского ЦКиД Ирина Бабушкина, преподаватель 1-й школы искусств г. Кирова Людмила Русанова, выпускница Пермского института культуры Анастасия Коковина («Полюби себя, Настя!» — эти слова Любови Дмитриевны, процитированные мною на страницах нашей газеты 1 января 2001 года, были адресованы именно ей).

И пусть остальные ученицы влюбленного в свою профессию педагога не пошли по ее стопам, часы, проведенные ими у станка под классическую музыку, не были напрасными. Приобщившись к искусству грации, пластики и гармонии, девочки обрели уверенность в себе и приблизились к тайне вечной женственности, молодости и красоты. Скажите, какая из дочерей Евы не мечтала об этом?

Было бы не справедливым обойти вниманием тех, кто помогал балетмейстеру Любови Микуровой все эти годы создавать хореографические композиции, которые встречали криками «браво» не только подосиновляне, но и зрители других районов Кировской и Вологодской областей. Ведь яркие запоминающиеся образы не воплотить без соответствующих костюмов и атрибутов, над которыми не покладая рук трудились Н. В. Микурова, Н. П. Феофилатова и В. А. Курдюмова из Утманова, А. Ф. Михайлова из Яхреньги, М. И. Алатырцева из райцентра и мастера изготовления реквизита, утмановцы Н. М. Мелентьев и А. Р. Устюгова. Кроме того Любовь Дмитриевна благодарна за постоянную поддержку во всех начинаниях директору Утмановской средней школы Е. В. Мелентьевой. К слову говоря, филиал Яхреньгской ДМШ, открытый в соседнем селе Утманово 15 лет назад, теперь стал ведущим ее подразделением. На сегодня 40 из 50 учащихся школы живут в Утмановском сельском поселении. Покинув стены спорткомплекса в Яхреньге после его закрытия на ремонт, единственная из сельских музыкальных школ района фактически переселилась под крышу Утмановской СОШ.

Хочется верить, что эти трудности в скором будущем останутся позади, и хореографическое отделение вернется в зал с зеркальной стеной, а под сводами спорткомплекса вновь будут звучать ребячий смех и голоса музыкальных инструментов.

Татьяна Курдюмова.