Когда дерево оживает

+ 7
+ 4
Культура / 02.03.2011 13:13

Встреча с людьми увлеченными,неординарными всегда интересна. Они отдают жизнь творчеству, ищут и находят новые идеи, умеют увлечь.

Про жителя райцентра П. П. Петухова наша газета рассказывала неоднократно. Его изделия из дерева — будь то корзинки, рамки, санки, кадки, пестери, другая утварь, есть у многих подосиновлян. А самовар, сделанный руками Павла Петровича, хранится у Леонида Якубовича в музее «Поля чудес». Но лично мне из его деревянной коллекции больше всего понравились шкатулки.

Но за что бы ни брался мастер, какое бы изделие ни начинал, старается сделать его красивым, показывая природную красоту дерева и усиливая ее.

0 1700

На вопрос, кто научил его всем тонкостям и премудростям работы с деревом, Павел Петрович, не задумываясь, отвечает: «Сам, правда, когда работал в промкомбинате (1964-1974 гг.), там был сторож по фамилии Карманов, который плел корзины. Попросил его однажды научить». «Смотри», — ответил тот и больше не проронил ни слова. Так и пришлось самому осваивать это нехитрое дело. Но если есть желание и немного таланта, то можно научиться всему.

За свою жизнь Павел Петрович узнал, прочитал и услышал о дереве столько, что хватило бы на десятерых. И мне кажется, что на сей счет у него своя философия. Древние славяне считали дерево посредником между человеком и солнцем. Оно было символом благополучия и счастья, долголетия и здоровья. И Павел Петрович общается с ним, как предметом одушевленным. А возьмешь в руки любую вещь мастера, то не захочешь выпустить, будто есть в ней что-то магическое.

— Да нет тут ничего особенного, — смеется Павел Петрович и предлагает посмотреть, как обычная сосна превращается в аккуратную корзинку.

— Корзинки можно делать в любое время, — делится мастер, — но я занимаюсь этим зимой, когда начинается заготовка леса.

Оказывается, самое непростое — это подобрать подходящую сосну. Древесина должна быть мелкослойной, ровной. Если чешуйки идут вертикально по стволу, значит дерево прямое, а коль разбегаются в стороны, уже не годится для дела. Раньше старики выбирали перестойный лес, у которого середина уже сгнила. Сейчас такой возможности нет, вот и приходится договариваться со знакомыми предпринимателями.

Сначала мастер показал, как готовится дранка. Потом все это аккуратно сложил, разметил, заплел. Когда заплетки были готовы, сделал внешний и внутренний ободки, соединив их между собой — «прошивая» гвоздиками на расстоянии 4-5 см, а затем приделал ручку. И вот она, аккуратная, ровненькая корзинка уже готова. На нее приятно посмотреть, ее хочется подержать.

Так и со всем остальным. Когда в свои изделия мастер вкладывает душу, они греют в дальнейшем. Все, что сделано и делается Павлом Петровичем, создано искренне и с любовью, грамотно и в высшей степени профессионально, потому что он настоящий мастер. Не зря же столько у него всевозможных грамот и дипломов различных уровней, что в Доме ремесел целый стол занимают.

А свою первую резную шкатулку он подарил жене Нине Александровне на ее 45-летний юбилей.

Более серьезно резьбой по дереву Павел Петрович увлекся, когда вышел на заслуженный отдых: «Ну не могу я сидеть без дела!». И Нина Александровна его в этом поддерживает. Сама она тоже постоянно занята — ажурные косынки, оригинальные кофточки, беретики — ее рук дело. «Лет пятьдесят уже крючком не вязала, а тут вдруг захотелось, и что интересно, руки тут же все вспомнили», — улыбается гостеприимная хозяйка.

Скольких односельчан научил Павел Петрович своему нехитрому делу. Впрочем, география его учеников достаточно широка, она выходит далеко за пределы поселка и включает жителей Щеткина и Пинюга, Страшкова и Шолги. Мастер передает свое умение таким же увлеченным людям, как и он сам, предупреждая при этом, что труд резчика по дереву очень кропотливый. Обычно с начала изготовления работы до окончательного ее завершения уходит много времени. Так что тут нужно еще и терпение.

Путь к вершине, на которой его творчество нашло своих поклонников, был непростым. Павел Петрович не один год колдовал над деревом просто для себя, постепенно оттачивая мастерство, прежде чем оно оживало в его руках.

Нина Звездочетова. Фото автора.