Творческий процесс интересней результата

+ 0
+ 1
Культура / 31.05.2018 13:36

Мы продолжаем цикл публикаций, знакомящих читателей нашей газеты с историей, направлениями деятельности, мастерами и народными умельцами Подосиновского Дома ремесел. Сегодняшняя встреча — с его сотрудницей, в совершенстве освоившей такую сложную отрасль народного декоративно-прикладного творчества как ткачество,  Антониной Николаевной БЕТЕХТИНОЙ.

0 612

— Антонина Николаевна, пожалуйста, расскажите немного о себе.
— Я родилась 26 октября 1955 года в семье рабочих в поселке Пинюг. После окончания восьми классов в 1971 году поступила в Лальское СПТУ  № 11 для обучения по специальности «Механизатор широкого профиля». С 1 сентября 1973 года продолжила обучение в Очерском индустриально-педагогическом техникуме. После окончания техникума начала работать преподавателем спецдисциплин в Подосиновском сельском профессиональном техническом училище. Из этого образовательного учреждения в 2010 году я вышла на заслуженный отдых.
— У кого вы учились ремеслу? Как давно занимаетесь творчеством?
— Первые уроки ткачества я получила от мамы Александры Андреевны Головкиной. В нашем доме в большой комнате стоял ткацкий стан, на котором мама ткала половики. Сначала под ее присмотром, а потом и самостоятельно я садилась за стан и ткала. Старалась делать все так, как делает мама. Сновать основу, переносить ее на стан, выполнять привязку я научилась гораздо позднее. Как это делать, мне показала Нина Федоровна Скоробогатая, жительница поселка Демьяново. В феврале 2018 года ей исполнится 89 лет.
В начале 2013 года директор Дома ремесел О. В. Кузнецова пригласила меня на работу методистом по ткачеству. С тех пор я занимаюсь этим увлекательным ремеслом. 4 июня 2015 года мне был вручен диплом победителя X областного конкурса «Мастеровые Вятки-2015».
—  Хочется подробнее узнать о вашем ремесле. В чем его особенности?
— Еще в древней Руси почти в каждом доме был самодельный ткацкий станок. Ткать девушку обучала мать, а потом она сама, став взрослой, передавала секреты ремесла своим детям. Девушка задолго до замужества готовила себе приданое: одежду, полотенца, столешники. Основным материалом для ткачества служили лен, шерсть, конопля, крапива. Для окрашивания волокна применяли натуральные красители из растений и ягод.
— Какую из своих работ вы считаете лучшей?
— Изделие, над которым мне пришлось подольше поработать как головой, так и руками, это браное полотенце «Сочи — 2014». В тот год в городе Сочи проходили зимние Олимпийские игры, вот я и решила запечатлеть их на полотенце. Начертила на листке в клеточку буквы, цифры, распределила нити по количеству знаков, интервалов. Думаю, что получилось неплохо.
— Ваши ориентиры в творчестве?
— Сейчас осваиваю ткачество на лентоткацком станке, на настольном ткацком станочке, на раме, плетение поясков на пальцах, на «ромашке». Меня привлекают разные виды рукоделия.
— Что является для вас источником вдохновения? Чем любите заниматься помимо работы, как отдыхаете?
— После рабочего дня я люблю переключиться на какую-нибудь другую работу. Сшила не одно лоскутное покрывало, одеяло для внука. Люблю вязать крючком и спицами. Но больше нравится заниматься прядением, когда из-под пальцев выбегает ровная шерстяная ниточка. В свободное время летом хожу в лес за ягодами, грибами, зимой люблю прогуляться на лыжах.
— По вашему мнению, что ценнее: процесс или конечный результат работы и почему?
— При изготовлении какого-либо изделия больше увлекает рабочий процесс. Начинается он задолго до снования основы. Сначала решаю, что будет соткано: половик, полотенце или салфетка. Определяю размеры изделия, подбираю цветовую гамму, рисунок.
Я считаю, что учиться творчеству интересно, полезно и не трудно. Хочется узнать все тонкости изучаемого приема. Но обучать других не всегда удается. Ученику, кроме желания, необходимы такие качества, как терпение, старание, внимание и усидчивость.
—  Какой кружок вы ведете в Доме ремесел? В чем цель ваших занятий с детьми?
— «КлубОК рукоделия» — так называется кружок, где я провожу занятия по вязанию крючком, спицами, плетению поясков «на ромашке», на пальчиках, изготовлению цветов из бумаги, ткачеству на раме, на лентоткацком станке, вышивке. Кружок посещают девочки в возрасте от 8 до 16 лет. Мальчики записываются редко, и терпения у них хватает ненадолго. В Дом ремесел девочки приходят после школьных уроков. Достают из коробки свои работы. Вместе уточняем, на чем остановились на предыдущем занятии, определяем объем задания на сегодня. Обращаю внимание, как избежать ошибок, отвечаю на вопросы учениц. Во время работы девочки могут разговаривать друг с другом, обсуждать школьные события. В  конце занятия подводим итоги, строим планы на будущее.
— Очень интересно было с вами пообщаться. Спасибо за интервью.
Вопросы задавала
 О. Курдюмова,
методист Дома ремесел.