Гость из Гатчины живет в образе Куприна

+ 8
+ 0
Культура / 16.09.2017 12:21

«По ощущению, моя родина здесь, хотя формально это не так», —  признанием в любви к Подосиновцу начал разговор с читателями центральной библиотеки имени А. А. Филева оператор Гатчинского телевидения Александр Маврин. Каждое лето он приезжает в родной поселок своей жены Марины и в августе вновь гостил у ее родителей. А с местными библиотекарями подружился еще в июне 2016-го, охотно откликнувшись на приглашение встретиться с жителями райцентра в читальном зале. И вот новая встреча.

0 1114

— Оператор, актер, фотограф, звукорежиссер, любитель литературы и искусства, — представила необычного гостя аудитории библиограф Т. Н. Солодянникова. — Он подарил нашим читателям книгу гатчинской писательницы Ирины Елочкиной «Звезда по имени Василиса», которая им очень полюбилась — два ее экземпляра всегда на руках. Позднее мы даже познакомились с Ириной и пообщались в режиме онлайн.  А в этом году Александр Маврин участвовал в фотоконкурсе «Подосиновцу посвящается…» и стал одним из его победителей.
Александр Сергеевич вкратце представил свой город, знаменитый не только первой русской субмариной и парашютом Котельникова, но и столичным прошлым. И хотя в роли  российской столицы Гатчина была лишь во время правления ее основателя Павла I да еще один день при большевиках, ее жители не чувствуют себя провинциалами. Об этом говорит и размах проходящих здесь культурно-массовых мероприятий, одно из которых оказалось в центре внимания на прошедшей встрече. Это литературно-исторический фестиваль, посвященный русскому классику Александру Куприну. Многолюдный праздник, приуроченный ко дню рождения писателя, прошел в Гатчине 9 сентября в пятый раз. С его историей, закулисной стороной, сложностями подготовительной работы нас познакомил Александр Маврин, являющийся не просто активным организатором  фестиваля, но и его лицом. Уже не первый год он известен петербуржцам как двойник Куприна, а еще его окрестили литературным Дедом Морозом, впрочем, об этом речь впереди.
— Сначала я занимался съемкой короткометражных фильмов — документальных и игровых, но потом все это надоело, — признался А. С. Маврин. — Снимешь фильм для людей, а эмоционального отклика не видишь. И тогда я решил поучаствовать в подготовке купринского праздника, еще не зная, во что ввязался. На его проведение государство три года выделяло средства, и вдруг в 2016-м денег не дали. А мы очень не хотели, чтоб фестиваль исчез, поэтому нашли еще с десяток единомышленников, готовых работать бесплатно, и взялись за дело.
На голом энтузиазме, как выяснилось, можно горы свернуть, если в голове бурлит множество идей и не боишься запачкать руки. Например, Александру с двумя друзьями пришлось за неделю отчистить от мусора, опилок и вековых наслоений куриного помета здание сохранившейся еще с царских времен фермы, где до этого находилась пилорама, чтобы здесь можно было развернуть декорации, выставки музейных экспонатов, творческих работ и детских рисунков. В зрелищное действо оказались вовлечены актеры любительских театров и участники клубов исторической реконструкции, создававшие ауру дореволюционной эпохи, на открытой эстраде пел известный исполнитель — звезда белогвардейского романса, в синематографе «Электротеатр» шла премьера нового немого фильма о похождениях двух друзей — Куприна и клоуна Жакомино…
— Люди не только согласились работать бесплатно, но и вкладывали свои деньги. Например, журналисты гатчинской городской газеты сделали ее восьмиполосный  выпуск, посвященный Куприну, израсходовав на него 27 тысяч рублей и не взяв ни копейки. И каждый раз, когда мы были готовы сдаться, находились новые желающие нам помогать, — вспоминал Александр Сергеевич. — Для чего мы занимались праздником? Дело даже не в Куприне. Конечно, мы любим его, но не потому, что он писатель, а потому что гатчинец. Для нас восстановление хороших дореволюционных и послереволюционных традиций — это и есть культурный патриотизм.
Не ограничившись успешным проведением четвертого фестиваля имени А. И. Куприна, его организаторы разработали соответствующий креативный проект и выиграли государственный грант в размере 200 тысяч рублей. Казалось бы,  проблема финансирования мероприятия на 2017 год решена, но … увы.
— Деньги поступили, а снять мы их не можем, ведь за каждый бюджетный рубль надо отчитываться, у большинства же любительских объединений, что участвуют в празднике, нет даже расчетных счетов. Так что придется действовать, как обычно, —  грустно улыбнулся Александр Маврин.
Благодаря показанным им видеороликам и телевизионным сюжетам о прошлогоднем фестивале и подготовке к нынешнему, мы словно бы побывали в старой Гатчине, где некогда жил и писал свои бессмертные произведения Куприн. К слову говоря, его книги Александр вообще не читал до того, как начал помогать своему другу Константину Иванову в организации литературно-исторического праздника. А теперь он хорошо знаком не только с творчеством знаменитого земляка, но и с его эпистолярным наследием. Начав с киносъемок в роли Куприна, которого он сыграл уже в двух немых фильмах гатчинского режиссера Максима Колесникова, Александр Сергеевич настолько вжился в его образ, что отвечает на письма, адресованные классику. Поэтому и прослыл литературным Дедом Морозом.
В прошлом году в Ночь музеев открылся кабинет Куприна, который буквально за месяц был создан в усадьбе еще одного знаменитого гатчинца П. Е. Щербова, художника-карикатуриста, многие годы дружившего с писателем. Здесь-то и отвечает Александр Иванович, а точнее его двойник, на многочисленные читательские письма, опускаемые в специальный почтовый ящик. В каждый конверт он вкладывает листик мяты или цветок чабреца для аромата, как это любили делать сто лет назад.
— Сначала писал чернилами, а сейчас уже на компьютере набираю, иначе не успеть, ведь на каждое письмо приходится искать ответ. Где-то можно обойтись цитатой, а порой приходится импровизировать под стать купринскому слогу. В этом очень помогает 11-й том собрания его сочинений, где опубликованы письма, — приоткрыл  секреты общения с респондентами, которых все прибавляется, А. С.  Маврин.
Чтобы и внешне соответствовать образу любимого писателя, Александр Сергеевич нашел своего парикмахера, умеющего делать исторические стрижки, и раз в месяц обязательно посещает мастера, чтобы привести в порядок прическу и бороду.
— Иногда хочется все бросить, но я же сам себе придумал идею культурного патриотизма, меня никто не заставляет ей следовать, — с обезоруживающей искренностью говорит о себе гатчинский телеоператор.
Нетрудно догадаться, что работа и творчество забирают львиную долю его времени. А как же семья?  Благо, жена Марина Владимировна, работающая в детской библиотеке, разделяет взгляды мужа. «У нас одинаковое отношение к искусству», — заметил он.
Кстати, по образованию Александр Сергеевич — преподаватель кино- и фотоискусства. Неудивительно, что он оказался интересным и обаятельным собеседником. За два часа, пролетевшие очень быстро, успел коснуться важных тем, рассказав помимо прочего о модном в литературной среде направлении «Битва поэтов» и о молодежном проекте «Поколение Ч», инициатором которого стала одна его хорошая знакомая. Цель этого начинания — научить городских детей играть в коллективные дворовые игры, чтобы отвлечь от компьютера и дурных компаний.  

Надо сказать, что в Подосиновец гость из Гатчины приехал не с пустыми руками. Он привез оригинальные поделки из дерева своего земляка Абдулзагира Пашаева, которые передал директору Подосиновского Дома ремесел О. В. Кузнецовой с предложением организовать выставку его работ. В кубике с надписью «Сосна обыкновенная из Ленинграда» А. С. Маврин привез семена, что пустят корешки в подосиновскую землю, и, возможно, станут ленинградской аллеей в райцентре. А еще напоминать о Гатчине нам будет купринский выпуск газеты «Уездные вести», по одному экземпляру которой подарено редакции газеты «Знамя», Подосиновской средней школе и центральной библиотеке. Памятные подарки Александру Сергеевичу вручили в свою очередь заведующая отделом культуры администрации района И. Н. Труфакина и директор Подосиновской МБС О. Н. Савинцева, выразившие общее пожелание — укреплять творческие связи с жителями города, который Куприн называл сиреневым.
Татьяна Курдюмова.
Фото автора.