Любовался россыпью деревенек, алым цветом рябин

+ 5
+ 0
Культура / 13.06.2017 08:18

Выставка, посвященная творчеству Заслуженного художника России кировчанина Николая Николаевича Пименова, которому в этом году исполнилось бы 90 лет, была открыта в конце мая в Подосиновском краеведческом музее.

0 985

В первый день работы выставки в назначенный час сюда пришли местные мастера кисти и красок, члены Подосиновского общества изучения родного края, просто ценители изобразительного искусства. Гостей радушно встретили директор музея В. В. Микуров и хранитель музейных предметов М. А. Суетина. Мария Анфиногеновна сделала экскурс в творческую биографию художника, которая тесно связана и с Подосиновским районом. Уроженец Курганской области, Н. Н. Пименов начал писать картины в послевоенное время в армейских изостудиях. С 1957 года участвовал в областных, зональных, республиканских, всесоюзных и зарубежных выставках. С 1971 — член Союза художников страны. В 1995-м ему присвоено звание Заслуженного художника РФ.
Пейзажиста не могла не привлечь своей необычайностью и великолепием вятская природа — Николай Николаевич, однажды приехав в Кировскую область, осел в ней: перемещался с верховьев Вятки на Кобру, из Советска в Лальск… А в 1967 году дороги привели живописца на подосиновскую землю: Верхнемалье, Грива, Дор… Однако постоянным пристанищем Пименова стала деревня Гурьево, что на правом берегу реки Юг в утмановской округе. Изумляли цепочки бесчисленных деревенек на угорах, их он сравнивал с кораблями, плывущими по волнам. В «Северном зимовье» — так называл Николай Пименов это место и дом, в котором останавливался, — трудился и душой отдыхал долгие годы, в последний раз приезжал в 1997-м. Жил там с ранней весны до поздней осени, поскольку именно эти сезоны, когда природа оживает после зимней спячки, а потом, к октябрю, все вокруг золотеет, краснеет, давали ослепительное многообразие цветовых оттенков «хорошему колористу», как называли Н. Н. Пименова знатоки живописи. В деревне он создавал эскизы, а дорабатывал их в своей художественной мастерской в Кирове. Так родились его «Никольская церковь» и «Майским утром» (1984 г.), «Деревня на горе» (80-е годы), «В сумерках утра» и «Сказка севера» (1987 г.), «Вешние зори» (1988 г.) и другие замечательные картины. Они сейчас занимают почетные места на выставке.
Наряду с художественными полотнами здесь выложены ставшие экспонатами фотографии, тетради, дневниковые записи, письма, разные предметы обихода и вещи, вплоть до кружки, в которой художник заваривал целебные травы. Можно ознакомиться с альбомом о творчестве Николая Пименова (из серии «Художники Вятки») Любови Горюновой, статьей «Творец северных пейзажей» из газеты «Знамя», опубликованной к 75-летию художника в 2002 го-ду — за три года до его кончины.

Ее автор А. Н. Пластинин был хорошо знаком с Николаем Николаевичем: работая директором местного музея, Анатолий Николаевич оказывал живописцу всяческое содействие, бывал в его гурьевском «зимовье». А теперь поделился теплыми воспоминаниями о тех встречах, том незабываемом времени…
Виктор ГОНЧАРОВ.
Фото автора.