Из истории храма

+ 0
+ 3
Культура / 24.09.2014 14:01

В этом году исполнилось 190 лет со дня открытия Богородице-Рождественской церкви п. Подосиновец. В 1824 году она была построена на пожертвования прихожан и стала одной из главных святынь нашего района. Эти вековые стены — свидетели смены двух эпох — пережили радостные и трагические события, народную любовь и поругание. Подосиновская земля освящена кровью христианских мучеников, в их числе и  настоятель Богородице-Рождественской церкви, протоиерей Николай Подъяков, расстрелянный большевиками 24 сентября 1918 года. Но палачи смогли убить лишь тело, а святая душа  батюшки и поныне неразлучна с храмом, возле алтаря которого он похоронен.

0 1391

В канун престольного праздника — Рождества Пресвятой Богородицы — хочется оживить в памяти некоторые страницы истории храма, новый отсчет которой начался с середины 90-х годов прошлого века, когда из полуразрушенного состояния он стал постепенно возвращаться к жизни.
Из «Хроники текущих событий Подосиновского района» (районный краеведческий музей):
«2-13 октября 1995 года Василий Иванович Малахов начал восстановление Подосиновской Богородице-Рождественской церкви: разобрали перегородки, заливают ямы (для ремонта машин в гараже), убирают грязь, стеклят рамы, устанавливают электрическую проводку. Помогают Владимир Григорьевич Терешкин, Михаил Потехин, Юрий Быков (безработные), Любовь Николаевна Баева, Василий Егорович Бобров (пенсионеры). На субботнике по разбору гари в церкви работали также А. Н. Пластинин, Г. В. Кузнецов, А. А. Кочанов, В. В. Федоров.
Вчера, 29 ноября, вечером в восьмом часу в церкви горел пол на втором этаже. Залили и первый этаж, который был уже побелен не один раз. В это воскресенье планировалось освящение церкви и начало службы.
…После ремонта первого этажа службу вел отец Василий (Булатников — Ред.) из Яхреньгской Николаевской церкви».
Из воспоминаний прихожан церкви Рождества Пресвятой Богородицы:
Галина Эдуардовна Рустамова:
— Мне было 6 лет, когда родители в 1952 году переехали в Подосиновец, в двухэтажный дом около церкви.
Храм в те годы был целый, но колокольня сломана и внизу разбиты рамы. Около стен — кучи битого кирпича. Лестница на второй этаж очень большая, широкая, красивая. Верхний этаж сохранился, потому что там был милицейский архив, а милиция находилась в доме  напротив церкви. У лестницы боковые стены были расписаны, и на втором этаже вся роспись и даже  престол целые. В 1994 году начался сбор денег на восстановление храма.
Ольга Александровна Фешева:
— Храм стоял в запустении, там раньше были литейный цех, пимокатная, потом школьные мастерские. Верхний этаж горел, в нижнем находились гаражи нескольких организаций. Организаторам церковной общины пришлось потрудиться, чтобы их освободили. Первое, с чего  начали, — это уборка: очищали гаражи, прилегающую территорию. Все работы по ремонту выполняли в основном В. Г. Терешкин с сыном. В храме не было ничего. Первый иконостас сооружали молодые люди. Краску, материалы, утварь собирали всем миром. Приносили материал для престола, заказывали облачение, иконы, скатерти, мастерили подсвечники. Работы было много: таскали кирпичи, песок, укладывали дрова, прибирались, много раз перекладывали печи. Потом принялись наводить уют: приносили полотенца, скатерти, шторы.
…Очень много помогали и Ирина Дмитриевна Нагаева с инвалидами из Подосиновского дома-интерната. Староста добывала доски, дрова, краску, гвозди. Радовались всему, мечтали о куполе, кресте над храмом, звоннице. Многих из «делателей жатвы» уже нет с нами. Слава Богу, храм живет — мечта исполнилась.
Галина Викторовна Момотова:
— Когда начали восстанавливать наш храм, с радостью помогала чем могла. Валентина Николаевна Боровская была старостой, заведующей казной. Более активно содействовали возрождению прихода в райцентре 10-15 человек, многие из которых уже ушли из жизни. Валентина Николаевна привлекала нас, прихожан, к работе, и мы носили кирпичи, доски, делали уборку внутри храма и около него. Все несли из дома — кто ведро, кто ковш, кто веник. Пришлось и средства собирать на восстановление, и петь на службах, и стирать облачения батюшек.
Вход в здание был сбоку, где сейчас казна. Я стала приходить сюда после того, как В. И. Малахов позвал восстанавливать храм. Помню, как выравнивали пол — заносили мелкие камушки и песок, потом стелили доски. Володя Терешкин с сыном Андреем много раз перекладывали печи. В храме тогда было очень холодно, стояли на службах в пальто.