Урок, в душе запечатленный

+ 3
+ 1
Культура / 29.08.2014 10:54

Победителями ежегодного конкурсного отбора педагогических работников образовательных учреждений для присуждения премий правительства Кировской области в этом году названы учитель музыки Демьяновской средней школы Е. Н. ПОНОМАРЕВА и педагог дополнительного образования Дома детского творчества Н. А. ХАЛАМОВА. Накопленный ими опыт работы с детьми известен далеко за пределами района и области. Сегодня мы знакомим наших читателей лишь с небольшой частицей богатой педагогической практики Елены Николаевны и Натальи Анатольевны.

0 978

В прошлом учебном году в     Подосиновце завершила работу инновационная площадка «Развитие детской одаренности в условиях освоения ФГОС» под руководством кандидата педагогических наук О. Г. Селивановой. С целью подведения ее итогов состоялась научно-практическая  конференция, в ходе которой прошел обмен опытом по секциям, где воспитатели детских садов, педагоги общего и дополнительного образования района, а также гости из с. Филиппово Кирово-Чепецкого района смогли увидеть, как их подосиновские коллеги за счет новых методов преподавания обогащают содержание своих уроков. На одном из таких открытых учебных занятий для 7 класса под названием «Духовно-нравственные уроки повести А. С. Пушкина «Метель» и сюиты Г. В. Свиридова «Метель»  побывала и я.
Вначале заслуженный учитель РФ, преподаватель литературы и русского языка Демьяновской средней школы Л. А. Труфанова спросила своих учеников: «Как вы думаете, сколько времени ушло на создание повести «Метель»?». Никто из класса не ответил правильно, да и немудрено. Оказывается, этот литературный шедевр был написан всего за один день, став поистине творческим озарением Пушкина.
Давая ответы на предлагаемые Людмилой Александровной вопросы, семиклассники пришли к выводу, что образ метели, появляющийся еще в эпиграфе к повести, пронизывает и объединяет все произведение, судьбы главных героев которого «метель закружила в своем вихре» и распорядилась ими по-своему. Отсюда вытекает и основная идея повести, которую сформулировали сами ребята: «Природа может вмешаться в жизнь людей, если они делают что-то неправильно».
— Образный мир пушкинской поэзии и прозы не раз вдохновлял Георгия Свиридова на создание прекрасных произведений, а в 1964 году композитору предложили написать музыку к фильму «Метель», — приняла эстафету урока у своей коллеги учитель музыки Е. Н. Пономарева. — Георгий Васильевич с увлечением принялся за дело, ему хотелось передать в музыкальных образах Россию, современную Пушкину. В 1973 году Свиридов решил составить сюиту из музыкальных фрагментов к телефильму.
Перед тем, как прослушать первую ее часть «Тройка», Елена Николаевна разбила класс на три группы, дав каждой задание. Школьникам предстояло, во-первых, назвать выразительные музыкальные средства, которые использует автор, во-вторых, образы, которые рисует музыка, и, наконец, героя, с характером и портретом которого перекликается эта часть. 
Все справились с задачей успешно, сделав вывод, что «Тройка» иллюстрирует душевное состояние «молодой преступницы» Марьи Гавриловны. И вновь, благодаря наводящим вопросам Л. А. Труфановой, ребята продолжили литературный анализ гениальной повести Пушкина, вычленив те выразительные языковые средства, что помогают читателю не только увидеть, но и услышать написанное на бумаге. А затем они занялись характеристикой трех главных героев повествования.
Удивительно, насколько глубоко подростки сумели проникнуть в смысл их  непростой истории, ведя нить размышлений следом за учителем. По ходу этих рассуждений некоторые из них даже перевоплощались в персонажей повести. Так, классу было дано домашнее задание написать «сумасшедшее письмо» родителям Машеньки от имени ее неудавшегося жениха, армейского прапорщика Владимира. Письма в тексте произведения нет, но мы услышали три варианта сего послания, показавших, что дистанция в двести лет не мешает сегодняшнему юному читателю думать, чувствовать и выражать свои мысли на языке влюбленных позапрошлого века.
— Когда Свиридов писал эту музыку, он исходил из интонаций начала 19-го столетия, а что тогда звучало? Марши, романсы, мазурки и вальсы, бубенцы под дугой… Послушаем несколько фрагментов из сюиты. Мне бы хотелось, чтоб музыка еще больше, точнее дополнила портреты героев повести, — предложила Елена Николаевна, попросив семиклассников соединить стрелками каждую из музыкальных иллюстраций с тем из  персонажей, с которым она ассоциируется.
А вот и финал повести. Заново прочувствовать эти волнующие строки мы смогли благодаря сцене объяснения Маши и Бурмина, сыгранной Настей Захаровой и Виталием Лазаревым.
 В конце занятия семиклассники самостоятельно сформулировали те нравственные уроки, которые можно извлечь, читая повесть «Метель» и слушая музыкальные иллюстрации к ней.
Если перевести все вышесказанное на язык педагогической науки, то, по словам методиста ИМЦ Т. Г. Князевой, демьяновским преподавателям удалось достичь «очень органичного соединения двух областей знаний, которые дополняют и обогащают друг друга. Интеграция учебного материала проведена ими на основе серьезного анализа, предметом которого стали такие многоплановые объекты, как литературный и музыкальный образы». А если коротко, то эта новая форма преподавания называется «интегрированный урок», построенный на основе межпредметных связей.
Как выяснилось, Е. Н. Пономарева еще задолго до работы районной площадки, изучавшей проблему детской одаренности, начала пользоваться этим методом.  Среди ее интегрированных школьных уроков такие, как «Сила музыки» (по русскому языку совместно с Л. А. Труфановой), «Есенин. Песня. Русь» (по литературе — с С. Г. Бессоловой), «Композиторы Германии» (по иностранному языку — с Е. М. Момотовой и В. М. Момотовой) и другие.
Свой опыт Елена Николаевна стремится сделать достоянием коллег, к примеру, учебное занятие, о котором шла речь в этой публикации, она представляла в 2012 году в Москве на всероссийском конкурсе «Мой лучший урок» и стала его призером.
Татьяна КУРДЮМОВА.
Фото автора.