Опорная - значит ведущая

+ 3
+ 4
Интервью / 03.04.2018 12:02

В 2010 году в Кировской области было создано 18 областных государственных школ, выступивших в роли региональных ресурсных центров. А в начале 2018-го на областной уровень переданы еще 29 муниципальных образовательных учреждений. В их числе Подосиновская средняя школа, получившая название Кировское областное государственное
 общеобразовательное учреждение «Средняя школа пгт Подосиновец».
Каким целям служит переход с муниципального на государственный уровень, и что изменится в школе и образовательном процессе? Об этом и многом другом в беседе с корреспондентом К. Александровым рассказал директор учебного заведения А. И. Горадзе.  

0 745


— Ашотик Исмаелович, расскажите, чем обусловлено изменение статуса бывших муниципальных школ?

— Дело в том, что в сфере образования накопилось множество проблем, и они у всех на виду. Это и нехватка педагогических кадров, и износ материально-технической базы, а также наличие большого числа малокомплектных сельских школ, которые находятся под угрозой закрытия. Они не обеспечены необходимыми специалистами и достаточным оборудованием. Правительство области считает, что решить проблемы можно за счет частичного перехода на государственное управление школами. В каждом районе области государственная школа станет опорной, сконцентрирует в себе научно-методические, кадровые и материально-технические образовательные ресурсы. В итоге, она будет представлять собой центр школьного округа. А в дальнейшем станет ядром образовательного кластера. В этот кластер войдут также детские сады, организации профессионального образования, а также предприятия, расположенные на территории района, которые будут взаимодействовать в интересах друг друга и сопровождать ребенка на пути «детский сад — школа — учреждение профобразования — место работы».
Создание такой системы необходимо также и для того, чтобы преодолеть негативные тенденции в демографической ситуации. Нужно, чтобы молодые кадры не «утекали», а закреплялись в районе.

— Каким, в таком случае, целям будет служить сама опорная школа?

— Основная ее задача — выстроить эффективный механизм взаимодействия со  всеми субъектами школьного округа. При этом опорная государственная школа будет являться ресурсным центром для других школ, особенно сельских, в части использования учебно-лабораторного оборудования, спортивной базы, библиотеки, и, самое главное, педагогических кадров. Кроме того, на ее базе реализуются проект «мобильный учитель», а также программы дистанционного образования.

— Вот об этом стоит поговорить подробно. Опорная школа станет центром школьного округа. Что это предполагает?

— Это означает, что государственная и муниципальные школы начнут работать в команде, по единой концепции развития образования, по единому учебному плану, учебникам, программам, занимаясь планомерной работой по профилизации образования, непрерывности, доступности и преемственности обучения для всех участников образовательного процесса. Все учащиеся будут заниматься в единой образовательной среде, которая, однако, будет и разнообразной, то есть позволит каждому развиваться на основе тех индивидуальных возможностей, которые у него имеются. Если говорить о нашем районе, Подосиновская школа станет опорной, а все другие войдут в школьный округ. Демьяновская средняя тоже получит статус государственной и сохранит самостоятельность, а все остальные в дальнейшем станут нашими филиалами.

— Единое образовательное пространство. Этот термин предполагает равные возможности для сельского школьника и ученика базовой, опорной школы?

— Да. Именно к этому мы и стремимся. И чтобы достичь, предусмотрено многое: координации планов учебно-воспитательной работы, организация совместных мероприятий с детьми, общий анализ школьных учебных планов, программ и методических пособий, помощь педагогам в освоении новых педагогических технологий, развитие единого школьного самоуправления. Школьники будут сообща заниматься проектной и исследовательской деятельностью. А на базе опорной школы они будут овладевать современными информационно-коммуникационными технологиями. Что касается педагогов, то им тоже предстоит взаимодействовать. Они будут совместно планировать свою деятельность и заниматься работой в рамках полноценных методических объединений учителей. Участвовать в таких мероприятиях, как педагогические советы, конференции, методические советы, единые методические дни и предметные недели.

— То есть равные возможности предполагаются не только для учеников, но и для учителей?
— Безусловно. Я бы хотел отметить, что взаимодействие с опорной школой поможет и педагогам муниципальных образовательных учреждений в плане повышения квалификации и совершенствования качества обучения.

— Ашотик Исмаелович, что вы можете сказать о дистанционном обучении школьников, проживающих в удаленных местностях либо по иным причинам лишенных возможности присутствовать в школе?

— Для удовлетворения этой потребности сельских школ мы будем ориентироваться на опыт уникального учреждения, занимающегося непосредственно такой формой обучения, — Кировского центра дистанционного образования детей.
Центр совместно с каждой опорной школой сформирует оптимальную модель обучения школьников дистанционно. Будет определена база педагогических работников, желающих работать дистанционными учителями, создан парк компьютерной техники, необходимый для организации дистанционного обучения. Кроме того — организовано повышение компетентности педагогов региона в области дистанционного образования, проведение на базе учреждения обучающих вебинаров, семинаров, консультаций, мастер-классов для дистанционных учителей, обучение тьюторов дистанционного образования.

— Будет ли школа участвовать в проекте «Мобильный учитель»?

— Да. Мы готовимся к этому, собираем банк данных, сведения о необходимых предметах, учителях. В качестве мобильных учителей смогут поработать и другие педагоги из школьного округа. Проблема пока в том, что учителю будет необходимо иметь водительское удостоверение, которое имеется не у всех. Служебные автомобили для передвижения по территории школьного округа предоставит единая транспортная служба. Она уже создана на базе областного колледжа промышленности и автомобильного сервиса.

— Образовательные программы для обучающихся в опорной школе и в школах-сателлитах будут одинаковы?

— Сейчас программы одинаковы везде. Отличаются учебные планы. В рамках развития концепции школьного округа мы предполагаем, что едиными будут и учебные планы всех учебных заведений. Как я говорил, мы придем к тому, что учащиеся всех школ будут располагать равными возможностями получения образования.

— Непрерывная профессиональная подготовка самих педагогов. В чем она заключается и в каком виде существует? Как школа взаимодействует с районными и областными методическими службами?

— Наша школа всегда тесно взаимодействовала с муниципальной методической службой по повышению квалификации педагогов в межкурсовой период. Продолжается такое сотрудничество и ныне. Педагоги нашей школы являются руководителями  районных методических объединений учителей-предметников. На базе школы организуются и проводятся такие мероприятия, как конкурс профессионального мастерства «Педагог года», педагогические чтения, педагогический десант, районные предметные праздники, олимпиады и другие. С 2016 года на базе школы начала работу региональная инновационная площадка по теме «Подготовка учителя к реализации метапредметного подхода в условиях общеобразовательной организации», организацией-куратором которой является Волго-Вятский региональный научно-образовательный центр Российской академии образования. И в дальнейшем методическая подготовка в рамках всего школьного округа будет единой.

— Изменится ли материальное обеспечение школы после перехода на областной бюджет?

— Став государственной, финансирование школа получила приличное. Такого уровня прежде не было. Отмечу, что система школьного округа предполагает распределение ресурсов. Они будут использоваться более эффективно — там и тогда, когда это необходимо.

— Можно ли говорить о том, что изменения в статусе школы выгодны и сами педагогам Подосиновской школы?

— А в каком плане?

— В профессиональном, личностном, ну и в материальном.

    — Во-первых, мы очень горды тем, что именно наша школа становится опорной, это признание нашего профессионализма. Что касается материального положения, то после перехода на уровень областного учреждения ни у кого из педагогов заработная плата меньше не стала. И в дальнейшем она будет увеличиваться. Педагоги получат возможность заниматься дополнительной подготовкой — профильной и предпрофильной, и это также скажется на их доходах.

— Не боитесь трудностей?

— Любые перемены, по большому счету, это ход в неизвестное, причем заранее  неопределенное. Решая  организационные вопросы, мы должны суммировать все «за» и «против», найти то оптимальное управленческое решение, которое позволит нам сохранить школу в селе, развивать материально-техническую базу не только опорной школы, но и в школах, входящих в состав  школьного округа, создать условия для получения качественного и доступного образования. И эта оптимизация должна базироваться именно на наших инициативах. Иначе не получится.

— Спасибо, и удачи вам и вашему коллективу!


Похожие материалы