Не спешите делать из детей взрослых

+ 0
+ 4
Интервью / 29.01.2015 08:31

Как уже ранее писала наша газета, в конце ноября прошлого года в Екатеринбурге прошел евразийский конгресс работников дошкольного образования. Побывала на нем и заведующая детским садом «Сказка» п. Демьяново Н. Г. МАЛЫШЕВА. Наш корреспондент Николай Липатников встретился с ней и задал несколько вопросов.
— Надежда Геннадьевна, чем запомнился вам этот конгресс?

— Во первых, своим представительством. На форум приехало очень много различных делегаций, чтобы в рамках федеральных программ по дошкольному образованию обсудить темы, тесно связанные с современными методиками, позволяющими позитивно воспитывать детей.

0 434

У нас, педагогов дошкольного образования, была возможность напрямую общаться  с разработчиками программ, которые мы применяем в своей ежедневной практике, такими, к примеру, как  профессор кафедры дошкольной педагогики и психологии Московского городского психолого-педагогического университета Татьяна Николаевна Доронова, известная всем как автор комплексной программы воспитания «Радуга». Перенимали опыт у таких наших коллег, как Татьяна Валентиновна Гребенкина, с интересом посещали семинары доктора педагогических наук Александра Буянова и других не менее именитых его коллег. В результате у меня сложилось более ясное представление о том, как на практике сегодня лучше всего приблизить воспитательный процесс к требованиям федеральных государственных  общеобразовательных стандартов (ФГОС).
— А что в этом  смысле сейчас считается наиболее актуальным?
— Наибольшее внимание уделяется вопросам выработки взаимной преемственности методик при переходе ребенка из детского сада в начальную школу. Переосмысливается и роль родителей в воспитательном процессе: они становятся его непосредственными и активными участниками. Это уже закрепляется и законодательно. Поэтому мы, педагоги, исходя из современных требований, должны помочь войти им в данное русло. С этой целью я уже провела небольшой семинар с воспитателями нашего детского сада, а в начале года планируется мероприятие районного масштаба, на котором встретятся методисты двух типов образовательных учреждений.
— Какие идеи, высказывания, прозвучавшие на конгрессе, вам показались наиболее яркими?
— Доктор педагогических наук, профессор Алексей Александрович Майер говорил о том, что цель педагога должна быть в том, чтобы «перестать быть нужным ребенку», то есть наладить процесс таким образом, чтобы при общении с миром взрослых людей он не чувствовал необходимости прямого вмешательства в становление его личности, а педагог выполнял лишь роль тьютора, то есть куратора, который следит за организацией, расписанием распорядка дня ребенка.
Кстати, это вполне совпадает с тем, что еще в позапрошлом веке своим ученикам говорил Н. А. Римский-Корсаков:  «Сейчас я буду очень много говорить, а вы будете очень внимательно слушать. Потом я буду говорить меньше, а вы будете слушать и думать, и наконец, я совсем не буду говорить, а вы будете думать своей головой и работать самостоятельно, потому что моя задача как учителя — стать вам ненужным».
— Быть ненужным? А как же тогда все это соотнести с принципами преемственности?
— До сих пор у нас работает своего рода штамп, модель, согласно которой детский сад — это такое место, где детей делают взрослыми, а взрослые остаются детьми. А сегодня передовой опыт состоит в том, что должно быть наоборот. Детям следует дать возможность как можно дольше оставаться детьми. Продлить дошкольное детство ребенка — это и есть основной принцип преемственности. При этом  воспитатель, по словам Т. Н. Дороновой, не должен занимать авторитарную позицию учителя.
И здесь, между прочим, нет открытия Америки. Любовь Пантелеймоновна Пестрикова, заместитель заведующей по методической работе, посвятившая дошкольному воспитанию более 40 лет, говорит о том, что все эти моменты содержались и в прежних методиках, но оказались практически не востребованы.  И вот сегодня они входят в нашу жизнь уже на новом уровне.
— Какой еще новый опыт запомнился вам в прошлом году?
— В конце весны во время поездки в Германию мне удалось познакомиться с опытом европейских коллег, уделяющих много внимания вариативности в воспитании детей. У ребенка там есть возможность идти по пути своих предпочтений при выборе педагога или привлекательного для него занятия. В начале дня он помещает в сетку расписания свой магнитик и идет туда, куда его больше влечет. Задача педагога — заинтересовать ребенка и реализовать воспитательные цели. Таким образом, дети получают начальный уровень знаний в соответствии со своими интересами.
В конце рассказа мне бы хотелось сказать спасибо руководству ООО «Демьяновские мануфактуры», благодаря помощи которого мое знакомство с новыми идеями и интересными людьми стало возможным.
—  Спасибо за интервью.

Похожие материалы